Эгоцентрическая речь в контексте детского дискурса (на материале романа М. Петросян «Дом, в котором…»)
Дарья Сергеевна Псома
Докладчик
студент 1 курса
Донецкий национальный университет
Донецкий национальный университет
Ключевые слова, аннотация
В докладе эгоцентрическая речь рассматривается как особый аспект, формирующий детский дискурс. Данный вид речи анализируется на основе эхолалии, монолога и коллективного монолога.
Тезисы
Эгоцентрическая речь — специфическая фрагментарная речь, которая не ориентирована на точку зрения собеседника. Носителями эгоцентрической речи в романе М. Петросян «Дом, в котором…» являются дети, так как у них отсутствуют интеллектуальные способности, которые позволяют осознать различия собственного и чужого мировосприятия. Впрочем, это явление мы встречаем и у взрослых носителей языка, когда они выполняют какие-то действия, машинально комментируя их. В отличие от взрослых, дети склонны к семантическому переосмыслению и наделению слов ассоциативностью. От этого детский дискурс становится более экспрессивным и суггестивным. Рассматривая особенности эгоцентрической речи, мы выделяем три разновидности данного явления в анализируемом тексте:
1. Эхолалия — простое повторение, принимающее форму игры. В этом случае языковая личность ориентирована не столько на актуализацию лексического значения, сколько на обычное проговаривание слова или фразы. — Хвост Слепого вернулся! — крикнул Пышка. Зануда и Плакса выбили барабанную дробь на днищах дырявых кастрюль. — Хвост Слепого! Хвост Слепого! — пропели они.
2. Монолог — вербальное сопровождение производимых действий. При этом он может быть как внешний (Туман, серый, как мышиная спинка!), так и внутренний (А теперь, и я знаю, что они это знали. Уже знаю, хотя специально не смотрел на стены. Они написали так, чтобы бросалось в глаза, чтобы я понял, вернувшись, что меня ждали…).
3. Коллективный монолог — помимо удовольствия от произношения самих слов, появляется удовольствие вовлечь в словесную игру других субъектов. При этом высказывания по-прежнему не обращены ни к кому конкретно: Сто лет тут живу, развлекаю всех как проклятый с утра до ночи, весь обтрепался и высох, и ни одна собака еще не предлагала мне поносить скорлупу василиска! Вот она, благодарность за все старания, за все годы мучений!
Таким образом, мы видим, что эгоцентрическая речь является неотъемлемой частью языковой личности ребёнка, отражением его мышления и мировосприятия. Именно этот тип речи лежит в основе формирования детского дискурса в романе М. Петросян «Дом, в котором…».
1. Эхолалия — простое повторение, принимающее форму игры. В этом случае языковая личность ориентирована не столько на актуализацию лексического значения, сколько на обычное проговаривание слова или фразы. — Хвост Слепого вернулся! — крикнул Пышка. Зануда и Плакса выбили барабанную дробь на днищах дырявых кастрюль. — Хвост Слепого! Хвост Слепого! — пропели они.
2. Монолог — вербальное сопровождение производимых действий. При этом он может быть как внешний (Туман, серый, как мышиная спинка!), так и внутренний (А теперь, и я знаю, что они это знали. Уже знаю, хотя специально не смотрел на стены. Они написали так, чтобы бросалось в глаза, чтобы я понял, вернувшись, что меня ждали…).
3. Коллективный монолог — помимо удовольствия от произношения самих слов, появляется удовольствие вовлечь в словесную игру других субъектов. При этом высказывания по-прежнему не обращены ни к кому конкретно: Сто лет тут живу, развлекаю всех как проклятый с утра до ночи, весь обтрепался и высох, и ни одна собака еще не предлагала мне поносить скорлупу василиска! Вот она, благодарность за все старания, за все годы мучений!
Таким образом, мы видим, что эгоцентрическая речь является неотъемлемой частью языковой личности ребёнка, отражением его мышления и мировосприятия. Именно этот тип речи лежит в основе формирования детского дискурса в романе М. Петросян «Дом, в котором…».