Метафора войны в творчестве поэтов Донбасса
Анастасия Станиславовна Марченко
Докладчик
студент 4 курса
Донецкий национальный университет
Донецкий национальный университет
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается
функционально-стилистическая нагруженность метафоры войны в творчестве современных
поэтов Донбасса и ее роль в отражении характера и ментальности творца и
стоящего за ним народа. Вскрываются элементы региональной языковой картины
мира, сформированные в сознании жителей Донбасса за период военных действий.
Тезисы
Поэтическая метафора всегда привлекала внимание исследователей. Понятие метафоры дискуссионно (В. П. Москвин и др.). При традиционном подходе метафора — это обозначение одного концепта посредством другого, который имеет определенное сходство с первым.
О функциях метафоры также говорят по-разному (см. различные точки зрения Н. Д. Арутюновой, Е. И. Шендельс, В. П. Москвина и др.). Считаем важными две функции: номинативную и экспрессивно-оценочную.
Рассмотрим в этом плане порожденную реалиями современной украинской действительности военную метафору в поэтических текстах Донбасса последних шести лет, которые отражают не только события, но и настроения, оценки происходящего, формируют новые, обусловленные военными действиями, сегменты языковой картины мира региональной личности Донбасса. В этом видим цель нашего исследования.
Номинативная метафора — это, как правило, новое имянаречение, в котором одновременно отражается отношение к объекту наречения. Так, в годы Великой Отечественной войны П. Беспощадный назвал Донбасс партизаном (Делает работу чисто / Партизан-Донбасс). Сегодня Донбасс наделяют иными именами, пытаясь осмыслить его состояние: Мой город сравнили недавно / с разбитым Содомом. / Пусть лучше Содом. / Атлантиде, я знаю, не лучше (И. Горбань).
В реалиях войны даже самая «мирная» картинка обрастает коннотациями войны: Под гул канонады дончане всё ждут трамвая, / Такси по насущным летят, не спуская вожжи. / В нем прежняя жизнь, но, по сути, совсем иная… (Е. Луганская). Важно увидеть за этими именованиями, выражениями и оборотами целостный образ Донбасса, живущего в этих реалиях уже шесть лет. И понять, что Донбасс не сломлен: Умыт Донбасс кровавыми слезами, / Но снова он не сдался — устоял (Е. Сажнова).
События и отголоски войны ярко выражены в поэзии И. Горбань, А. Ревякиной, В. Скобцова, А. Федоровой и многих других. Наблюдая за последствиями кровавых сражений, поэты осознают весь масштаб трагедии и характеризуют военную обстановку города через экспрессивно-оценочную метафору. Например, «музыкальную»: Битв симфония слышна: / Пуль дискант, снарядов бас прошибает весь Донбасс (С. Иваница), Каждый угол… Сотрясается в ритме ада. / В ритме джаза снаряды воют… (И. Горбань).
Пространственные образы делятся на два типа — описывающие пространство войны и пространство мира: месяц май неожиданно станет военным июнем, / в это жаркое лето прольется так много свинца (А. Ревякина). Сильна оценочно-изобразительная и оценочно-характеризующая роль адъективной метафоры: «Мы — подвальные, мы — опальные, кандалы наши тяжелы» (А. Ревякина).
Таким образом, донецким исследователям еще только предстоит дать оценку тому, как в тексте о современном Донбассе проявляет себя метафора войны, как она влияет на формирование новых кластеров языковой картины мира Донбасса.
О функциях метафоры также говорят по-разному (см. различные точки зрения Н. Д. Арутюновой, Е. И. Шендельс, В. П. Москвина и др.). Считаем важными две функции: номинативную и экспрессивно-оценочную.
Рассмотрим в этом плане порожденную реалиями современной украинской действительности военную метафору в поэтических текстах Донбасса последних шести лет, которые отражают не только события, но и настроения, оценки происходящего, формируют новые, обусловленные военными действиями, сегменты языковой картины мира региональной личности Донбасса. В этом видим цель нашего исследования.
Номинативная метафора — это, как правило, новое имянаречение, в котором одновременно отражается отношение к объекту наречения. Так, в годы Великой Отечественной войны П. Беспощадный назвал Донбасс партизаном (Делает работу чисто / Партизан-Донбасс). Сегодня Донбасс наделяют иными именами, пытаясь осмыслить его состояние: Мой город сравнили недавно / с разбитым Содомом. / Пусть лучше Содом. / Атлантиде, я знаю, не лучше (И. Горбань).
В реалиях войны даже самая «мирная» картинка обрастает коннотациями войны: Под гул канонады дончане всё ждут трамвая, / Такси по насущным летят, не спуская вожжи. / В нем прежняя жизнь, но, по сути, совсем иная… (Е. Луганская). Важно увидеть за этими именованиями, выражениями и оборотами целостный образ Донбасса, живущего в этих реалиях уже шесть лет. И понять, что Донбасс не сломлен: Умыт Донбасс кровавыми слезами, / Но снова он не сдался — устоял (Е. Сажнова).
События и отголоски войны ярко выражены в поэзии И. Горбань, А. Ревякиной, В. Скобцова, А. Федоровой и многих других. Наблюдая за последствиями кровавых сражений, поэты осознают весь масштаб трагедии и характеризуют военную обстановку города через экспрессивно-оценочную метафору. Например, «музыкальную»: Битв симфония слышна: / Пуль дискант, снарядов бас прошибает весь Донбасс (С. Иваница), Каждый угол… Сотрясается в ритме ада. / В ритме джаза снаряды воют… (И. Горбань).
Пространственные образы делятся на два типа — описывающие пространство войны и пространство мира: месяц май неожиданно станет военным июнем, / в это жаркое лето прольется так много свинца (А. Ревякина). Сильна оценочно-изобразительная и оценочно-характеризующая роль адъективной метафоры: «Мы — подвальные, мы — опальные, кандалы наши тяжелы» (А. Ревякина).
Таким образом, донецким исследователям еще только предстоит дать оценку тому, как в тексте о современном Донбассе проявляет себя метафора войны, как она влияет на формирование новых кластеров языковой картины мира Донбасса.