Ироническая модальность в ключевом мотиве «Саги о ведьмаке» А. Сапковского «миф — реальность»
Маргарита Васильевна Баранова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Объектом
исследования в докладе становятся оттенки иронической модальности, которую
польский писатель Анджей Сапковский закрепляет за одним из главных мотивов
«Саги о ведьмаке»: мотивом отношения мифа к реальности. Особое внимание
сосредоточено на трансформации иронической модальности как механизма на
протяжении всей саги.
Тезисы
Фэнтезийная
«Сага о ведьмаке» А. Сапковского писалась в период с 1986 по 2013 гг., который
традиционно относят к эпохе постмодернизма. Характерные черты постмодернизма,
безусловно, повлияли на творческий метод Сапковского и перешли в его
произведения. Так, автор активно прибегает к деконструкции устоев жанра,
хаотическому повествованию и кинематографичности, стремится наделить героев
«серой» моралью.
Ироническая модальность является одним из важнейших механизмов, которым пользуется автор для раскрытия всех вышеприведённых черт. Она используется Сапковским не только на простейшем уровне речевого высказывания, но и на более глубоком, текстуальном уровне, становясь частью авторского образа внутри «Саги».
Однако ироническая модальность не используется писателем хаотично: она закрепляется за несколькими определёнными мотивами. Анализируя все тексты «Ведьмака», мы приходим к выводу, что главенствующим из мотивов является связь реальности с мифом, которую Сапковский обозначает как приоритетную не только в своих художественных произведениях, но и в публицистических работах. Мы считаем, что именно в этом мотиве ироническая модальность проявляет себя наиболее многогранно и эволюционирует от одной книги к следующей.
Первые две книги «Саги о ведьмаке» — это сборники рассказов, где место «мифа» в оппозиции занимает «сказка». Ироническая модальность в них активно используется как на речевом, так и на текстуально-сюжетном уровне, являясь частью приёма авторской пародии. Пародия используется Сапковским для исследования ключевых сюжетов западноевропейской культуры (напр., сказок «Красавица и Чудовище», «Дикие лебеди», «Русалочка» и т. д.), и не предполагает более глубокого анализа причинно-следственной связи их возникновения.
Последующие части написаны в форме романов. В них Сапковский через промежуточную категорию «легенды» проводит чёткую линию от «сказки» к более широкому понятию «миф», декларируя их гиперонимические отношения. В романах ироническая модальность эволюционирует и становится основным механизмом для более тонкой техники — метаповествования. При этом, именно ироническая модальность, включённая в метаповествование, становится не только определяющей в понимании основного текста, но и в авторском исследовании причин возникновения мифов и легенд в западной культуре.
Ироническая модальность является одним из важнейших механизмов, которым пользуется автор для раскрытия всех вышеприведённых черт. Она используется Сапковским не только на простейшем уровне речевого высказывания, но и на более глубоком, текстуальном уровне, становясь частью авторского образа внутри «Саги».
Однако ироническая модальность не используется писателем хаотично: она закрепляется за несколькими определёнными мотивами. Анализируя все тексты «Ведьмака», мы приходим к выводу, что главенствующим из мотивов является связь реальности с мифом, которую Сапковский обозначает как приоритетную не только в своих художественных произведениях, но и в публицистических работах. Мы считаем, что именно в этом мотиве ироническая модальность проявляет себя наиболее многогранно и эволюционирует от одной книги к следующей.
Первые две книги «Саги о ведьмаке» — это сборники рассказов, где место «мифа» в оппозиции занимает «сказка». Ироническая модальность в них активно используется как на речевом, так и на текстуально-сюжетном уровне, являясь частью приёма авторской пародии. Пародия используется Сапковским для исследования ключевых сюжетов западноевропейской культуры (напр., сказок «Красавица и Чудовище», «Дикие лебеди», «Русалочка» и т. д.), и не предполагает более глубокого анализа причинно-следственной связи их возникновения.
Последующие части написаны в форме романов. В них Сапковский через промежуточную категорию «легенды» проводит чёткую линию от «сказки» к более широкому понятию «миф», декларируя их гиперонимические отношения. В романах ироническая модальность эволюционирует и становится основным механизмом для более тонкой техники — метаповествования. При этом, именно ироническая модальность, включённая в метаповествование, становится не только определяющей в понимании основного текста, но и в авторском исследовании причин возникновения мифов и легенд в западной культуре.