Основные экзистенциальные метафоры в фильме А. А. Тарковского «Зеркало»
Максимилиан Сергеевич Неаполитанский
Докладчик
студент 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Исследование
посвящено проблеме анализа метафор кинообразов на материале фильма А. А. Тарковского
«Зеркало». Внимание фокусируется на проявлениях метафорики бытия сущего как
способа интерпретации авторской философской позиции, на основе которой делаются
выводы об интегрировании в картину экзистенциальных характеристик киноязыка.
Тезисы
В лекциях по кинорежиссуре А. А. Тарковский нередко упоминает об
отсутствии метафор у различных кинообразов. Для него кинообраз в первую очередь
суть акт чистого наблюдения, который не обладает особым семантическим или
метафорическим прочтением. Однако немалое число исследований, посвящённых
анализу фильма «Зеркало», свидетельствуют об обратном взгляде на способы
выразительности в работе режиссёра. На их основе можно сделать вывод о сложной
системе метафоричности киноязыка в рассматриваемой картине. Главным его
проявлением наравне с общими психологическими и поэтическими составляющими
является философское и в том числе экзистенциальное рассмотрение жизни
человека.
Основополагающий образ, который используется для этого в фильме — это образ матери. С его помощью Тарковский выводит взгляд на линию жизни и бытие человека как на общий модус причинно-следственных связей, выражающихся в единстве множества частей. Образ матери также является объединяющим для таких экзистенциальных метафор, как, например, страх и одиночество. Так, сцена, где мать моет голову, является своеобразным выражением «подсознательного» и «сокрытого», однако всё же открывающегося для зрителя благодаря специальным философемам киноязыка Тарковского. Помимо этого, в картину интегрируются вербальные и визуальные средства, свидетельствующие об экзистенциальном осмыслении кинематографической и биографической реальности: например, стихотворения Арсения Тарковского, отца режиссёра, которые по времени написания совпадают с линией времени в фильме. В совокупности с образом матери эти намеренные биографические совпадения как метафоры ещё раз говорят о философско-экзистенциальной позиции самого режиссёра: начало человека — бессмертно, а кончина его тела является ещё одним рождением души.
Стоит отметить и особое решение вопроса о смерти, которое даётся в изначальном сценарии к фильму: не стоит ничего думать о смерти так же, «как мы не могли думать и ничего не знали о своём рождении». Таким образом, можно увидеть основные тенденции в использовании экзистенциальных метафор в фильме «Зеркало», которые раскрывают особенности киноязыка Тарковского и сущность его работы с образами.
Основополагающий образ, который используется для этого в фильме — это образ матери. С его помощью Тарковский выводит взгляд на линию жизни и бытие человека как на общий модус причинно-следственных связей, выражающихся в единстве множества частей. Образ матери также является объединяющим для таких экзистенциальных метафор, как, например, страх и одиночество. Так, сцена, где мать моет голову, является своеобразным выражением «подсознательного» и «сокрытого», однако всё же открывающегося для зрителя благодаря специальным философемам киноязыка Тарковского. Помимо этого, в картину интегрируются вербальные и визуальные средства, свидетельствующие об экзистенциальном осмыслении кинематографической и биографической реальности: например, стихотворения Арсения Тарковского, отца режиссёра, которые по времени написания совпадают с линией времени в фильме. В совокупности с образом матери эти намеренные биографические совпадения как метафоры ещё раз говорят о философско-экзистенциальной позиции самого режиссёра: начало человека — бессмертно, а кончина его тела является ещё одним рождением души.
Стоит отметить и особое решение вопроса о смерти, которое даётся в изначальном сценарии к фильму: не стоит ничего думать о смерти так же, «как мы не могли думать и ничего не знали о своём рождении». Таким образом, можно увидеть основные тенденции в использовании экзистенциальных метафор в фильме «Зеркало», которые раскрывают особенности киноязыка Тарковского и сущность его работы с образами.