Работа М. И. Ромма с актерами-дебютантами в художественном кино и его роль в их творческой судьбе
Екатерина Викторовна Полякова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В докладе
предполагается исследовать методы работы М. И. Ромма с актерами-дебютантами и
роль режиссера в их творческой судьбе на примере актерских работ Ф. Г.
Раневской («Пышка», «Мечта»), И. М. Смоктуновского («Убийство на улице Данте»,
«Девять дней одного года»), М. М. Козакова. Основными материалами для
исследования, помимо визуальных источников, послужили мемуары Ромма, Козакова, Смоктуновского, а также работы
М. Е. Зака, Л. П. Погожевой, Э. С. Тадэ, Р. М. Беньяш.
Тезисы
В период расцвета советского
немого кинематографа ключевую роль в нем играли режиссеры, в то время как в Европе и
США большое влияние имели актеры. Михаил Ромм писал о «гиперболизации
режиссерской индивидуальности», приводившей к тому, что роль актеров (как,
впрочем, кинодраматургов и представителей других кинематографических профессий)
принижалась, работе актера не уделяли должного внимания. Высокое значение
драматургии, по мнению режиссера, коррелирует с повышением роли актера на
съемочной площадке. Как писал Станиславский: «Режиссер умирает в актере». Этот
подход был близок Ромму — стороннику «незаметности» режиссера в кадре. Работе с
актером режиссер уделял первостепенное значение, объяснял важность этой работы
студентам своей мастерской во ВГИКе. Если в немом кинематографе актерские сцены
предполагали использование монтажных приемов, усложняющих и обогащающих
эпизоды, то приход звука лишил экран этой возможности. Актерские сцены
постепенно удлинялись и становились менее выразительны визуально.
Снимая свою первую
картину, немую «Пышку», режиссер тщательно, искусно работал с актерами, но эта
работа больше напоминала диктатуру. «Пышкой» Ромм утверждал себя как режиссера:
не давал актером свободы, вынуждая подчиняться своему видению. Впоследствии
Ромм пересмотрел такой подход и пришел к выводу, что режиссер должен лишь
незаметно вести актера к своей цели, но чтобы тому казалось, что он играет
совершенно самостоятельно.
Дебютные роли в
картинах М. И. Ромма исполняли такие актеры, как: Фаина Раневская, Михаил Козаков,
Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Окуневская, Валентин Гафт. Михаил Ромм сыграл
значимую роль в творческой судьбе Раневской: актриса исполнила свою первую роль
в кино в «Пышке», создала один из лучших экранных образов в «Мечте». «Михаил
Ильич помогал мне и как режиссер и как педагог. Чуткий, доброжелательный, он
был любим всеми, кто с ним работал», — писала Раневская. В «Убийстве на улице
Данте» состоялся актерский дебют Смоктуновского, роль в «Девяти днях одного года» позволила ему
окончательно утвердиться в кинематографе. Михаил Козаков исполнил свою первую
роль в «Убийстве на улице Данте» в то время, когда молодые и неизвестные актеры
практически не получали главные роли, а после вспоминал: «…эта картина
буквально катапультировала меня в киноискусство, и уже не говорю о
популярности, которую она мне принесла».