XXIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Юмор в академическом дискурсе: специфика нарушения принципа кооперации

Алина Дмитриевна Комиссарова
Докладчик
магистрант 2 курса
Московский городской педагогический университет

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются особенности создания юмористического эффекта в академическом дискурсе в результате нарушения постулатов общения, сформулированных Г. П. Грайсом. В фокусе данного исследования находятся механизмы порождения юмора, концептуальная основа глубинных структур комических высказываний и интенции адресанта сообщения. Результаты исследования позволяют сделать вывод об эффективности юмора в академическом дискурсе, частотности нарушения принципа кооперации, а также степени достижения цели академической коммуникации.

Тезисы

Доклад посвящен особенностям создания юмористического эффекта в академическом дискурсе в результате нарушения постулатов общения, сформулированных Г. П. Грайсом. Русскоязычная научная коммуникация определяется культурно-релевантными особенностями русского менталитета, формирование которых обусловлено историческими факторами. Ключевую роль в современном динамичном формате академической коммуникации играют определенные стратегии и тактики речевого воздействия на слушателей, основанные на принципе кооперации. Наблюдения за речевой практикой показывают, что постулаты общения регулярно нарушаются, в частности, в юмористической форме коммуникации, что провоцирует возникновение ситуаций, при которых говорящий заставляет слушающего усомниться в абсолютной серьезности того, о чем идет речь. Следовательно, при порождении юмористического эффекта возникает новая интерпретация постулатов Грайса. Так, наибольшей частотностью в академическом дискурсе обладают нарушения принципа кооперации, основанные на несоблюдении постулата способа (Его отец был сапожник, а мать  Катерина; Как говорится, пациент был вполне здоров, пока самолет не упал и не разбился). Как представляется, данные приемы используются говорящим намеренно для доходчивого объяснения учебного материала, повышения экспрессивности речи, придания ей эстетической ценности, сближения с собеседниками и создания дружелюбной атмосферы в учебной аудитории.