Юмор в академическом дискурсе: специфика нарушения принципа кооперации
Алина Дмитриевна Комиссарова
Докладчик
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются особенности создания
юмористического эффекта в академическом дискурсе в результате нарушения
постулатов общения, сформулированных Г. П. Грайсом. В фокусе данного
исследования находятся механизмы порождения юмора, концептуальная основа
глубинных структур комических высказываний и интенции адресанта сообщения. Результаты
исследования позволяют сделать вывод об эффективности юмора в академическом
дискурсе, частотности нарушения принципа кооперации, а также степени достижения
цели академической коммуникации.
Тезисы
Доклад посвящен
особенностям создания юмористического эффекта в академическом дискурсе в
результате нарушения постулатов общения, сформулированных Г. П. Грайсом. Русскоязычная
научная коммуникация определяется культурно-релевантными особенностями русского
менталитета, формирование которых обусловлено историческими факторами. Ключевую
роль в современном динамичном формате академической коммуникации играют
определенные стратегии и тактики речевого воздействия на слушателей, основанные
на принципе кооперации. Наблюдения за речевой практикой показывают, что
постулаты общения регулярно нарушаются, в частности, в юмористической форме
коммуникации, что провоцирует возникновение ситуаций, при которых говорящий
заставляет слушающего усомниться в абсолютной серьезности того, о чем идет
речь. Следовательно, при порождении юмористического эффекта возникает новая
интерпретация постулатов Грайса. Так, наибольшей частотностью в академическом
дискурсе обладают нарушения принципа кооперации, основанные на несоблюдении
постулата способа (Его отец был сапожник, а мать — Катерина; Как говорится,
пациент был вполне здоров, пока самолет не упал и не разбился). Как представляется,
данные приемы используются говорящим намеренно для доходчивого объяснения
учебного материала, повышения экспрессивности речи, придания ей эстетической
ценности, сближения с собеседниками и создания дружелюбной атмосферы в учебной
аудитории.