XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Трагедия А.В. Чаянова «Обманщики»: литературно-философская трансформация реальности

Наталья Владимировна Михаленко
Докладчик
старший научный сотрудник
Институт мировой литературы РАН

Ключевые слова, аннотация

А.В. Чаянов; П.П. Муратов; мистические повести; трагедия «Обманщики» Чаянова; рассказ «Богиня» Муратова

Тезисы

Многие произведения писателя, экономиста, общественного деятеля А.В. Чаянова связаны с его биографией и научной работой, в них в метафорической форме отразилось время – неспокойный, мятущийся XX век. В своих романтических повестях «Венецианское зеркало», «Венедиктов…» и др. Чаянов поднимал вопросы власти рока над судьбой человека, свободы воли, стремился понять, существует ли предопределенность и можно ли ей противиться. В трагедии «Обманщики», также связанной с его биографией, он задумывался над сложностями жизненного выбора, хитросплетениями судеб. Вероятно, сюжет пьесы связан с разрывом Чаянова с его первой женой, Е.В. Григорьевой, которой он посвятил свою поэтическую «Лёлину книжку». На рубеже 1921 и 1922 гг. она ушла от мужа к одному из самых близких его соратников, художнику А.А. Рыбникову. Похожая коллизия описана и в «римской» трагедии Чаянова: Агриппина, жена Децимия, любя и уважая своего супруга, пытается противостоять страсти, внезапно вспыхнувшей к знатному римлянину Юнию. Поскольку Децимий и Юний давние друзья, прошедшие вместе сражения и битвы, дружеские чувства для них важнее личного счастья. И муж готов принести свою любовь в жертву. В «Обманщиках», как и в «Лёлиной книжке» (в меньшей степени), развит лейтмотив силы рока, создается образ мистической преграды между людьми. В литературе 1920-ых гг. с образом Е.В. Чаяновой также связывалось мистическое начало. Так, П.П. Муратов посвятил ей рассказ «Богиня», в котором загадочная женщина исполняет роль жрицы в обрядах поклонения стихиям настолько воодушевленно, что церковные власти выдворяют ее из города. «Обманщики» – это осмысление Чаяновым событий своей жизни, трансформация личной драмы в литературный сюжет, своеобразный метод работы над текстом, который в дальнейшем его творчестве будет развит.