Трагедия А.В. Чаянова «Обманщики»: литературно-философская трансформация реальности
Наталья Владимировна Михаленко
Докладчик
старший научный сотрудник
Институт мировой литературы РАН
Институт мировой литературы РАН
Ключевые слова, аннотация
А.В.
Чаянов; П.П. Муратов; мистические повести; трагедия «Обманщики» Чаянова;
рассказ «Богиня» Муратова
Тезисы
Многие произведения
писателя, экономиста, общественного деятеля А.В. Чаянова связаны с его
биографией и научной работой, в них в метафорической форме отразилось время – неспокойный,
мятущийся XX век. В своих романтических повестях «Венецианское
зеркало», «Венедиктов…» и др. Чаянов поднимал вопросы власти рока над судьбой
человека, свободы воли, стремился понять, существует ли предопределенность и
можно ли ей противиться. В трагедии «Обманщики», также связанной с его
биографией, он задумывался над сложностями жизненного выбора, хитросплетениями
судеб. Вероятно, сюжет пьесы связан с разрывом Чаянова с его первой женой, Е.В.
Григорьевой, которой он посвятил свою поэтическую «Лёлину книжку». На рубеже 1921 и 1922 гг. она ушла от мужа к одному из
самых близких его соратников, художнику А.А. Рыбникову. Похожая коллизия описана
и в «римской» трагедии Чаянова: Агриппина, жена Децимия, любя и уважая своего супруга,
пытается противостоять страсти, внезапно вспыхнувшей к знатному римлянину Юнию.
Поскольку Децимий и Юний давние друзья, прошедшие вместе сражения и битвы,
дружеские чувства для них важнее личного счастья. И муж готов принести свою
любовь в жертву. В «Обманщиках», как и в «Лёлиной книжке» (в меньшей степени),
развит лейтмотив силы рока, создается образ мистической преграды между людьми.
В литературе 1920-ых гг. с образом Е.В. Чаяновой
также связывалось мистическое начало. Так, П.П. Муратов посвятил ей рассказ
«Богиня», в котором загадочная женщина исполняет роль жрицы в обрядах
поклонения стихиям настолько воодушевленно, что церковные власти выдворяют ее
из города. «Обманщики» – это осмысление
Чаяновым событий своей жизни, трансформация личной драмы в литературный сюжет,
своеобразный метод работы над текстом, который в дальнейшем его творчестве
будет развит.