Имя как когнитивный центр фрейма стихотворения А.С.Пушкина «Рифма» 1830 г.
Елена Вячеславовна Лабынцева
Докладчик
профессор
Международная Славянская Академия
Международная Славянская Академия
Ключевые слова, аннотация
фрейм, слот, концептуальное ядро, модель, структура представления
знаний, архетип, инвариант
Тезисы
Система фреймов,
сформировавшаяся у творческой личности,
представляет собой сложную иерархическую конструкцию, созданную в результате
накопления знаний. Проекция данной системы на поэзию практически не изучена,
поскольку теоретическая база понятия фрейм в её современном состоянии находится
на стадии формирования. Отсюда, обращение к А.С.Пушкину как к создателю
«универсального текста о мире» закономерна, т.к. на протяжении всей жизни
область познания интересует поэта и как проблема творческого акта.
Предложенная
интерпретационная модель исследования фрейма стихотворения «Рифма», представляет
собой экспериментальную конструкцию, вариант методики исследования и описания поэтического
произведения как когнитивного акта. Фрейм как когнитивная структура знаний,
лежащих в основе семантики языковых единиц данного поэтического произведения, представляет
систему взаимодополняемых на всех уровнях когниций.
Модель
демонстрирует слоты прототипного фрейма,
соотносимого с определенным концептом долговременной памяти – «семья», концептуальным
ядром которого является образ «имя».
Именование рассматривается как главный когнитивный акт, который у Пушкина
восходит к фрейму «рифма», где кодирующая аналогии операция помещена в центр процесса
познания.
Рассматривая фрейм
стихотворения «рождение божества», имя которому «рифма», определяем и репрезентативные
приемы создания семиотического кода, позволяющие создать «миф о мире». В модели
выделены ассоциативный и символический уровни, трансформационные и
конструирующие образ приёмы, позволяющие описать также слоты «мать», «отец»,
«воспитатель», «круг друзей».
Определение взаимосвязи
между структурами знания и их языковыми аналогами представлены во взаимосвязи двух
конструктов: архетипе и инварианте.