XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Обучение сценариям речевого взаимодействия при подготовке к субтесту «Говорение» на продвинутом уровне

Михаил Иванович Всемирнов
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

ТРКИ-3, речевые сценарии.

Тезисы

Несмотря на существенно меньшее число сдающих ТРКИ-3 по сравнению с предшествующими уровнями, существует потребность в обеспечении учебного процесса соответствующими учебными материалами и в обсуждении методических принципов их создания. Обратим внимание на тенденцию, следуя которой в подготовке к сдаче ТРКИ-3 предлагаются к использованию новые подходы когнитивной лингвистики (фрейминг и рефрейминг) [Иссерс, Одинцова], различение прямой и непрямой коммуникации [Шляхов], преодоление «коммуникативных лакун» [Толстова]. Наш опыт подготовки бакалавров и магистров к данному испытанию показывает, что в практике обучения эти подходы возможно продуктивно сочетать, добиваясь решения стоящих перед тестируемыми коммуникативных задач. Работы, посвященные использованию коммуникативно-лингвистических новаций в практике подготовки к тестированию на продвинутом уровне [Одинцова, Хорохордина, Толстова] позволяют наметить пути сближения разных теоретических гипотез в практике преподавания. Как подчеркивает Шляхов, «фреймистов» интересует «стереотипное речевое поведение, поддающееся моделированию». Напротив, обучение идентификации и интерпретации метасмыслов реплик собеседников в диалоге позволяет сделать акцент не на фрагменте действительности или ситуации, а на личностной позиции говорящего. Представляется необходимым предложить модели упражнений, достигающих обеих целей, поскольку на продвинутом уровне оценка коммуникативной компетенции связана с «готовностью инофона… эффективно участвовать в общении на русском языке… при соблюдении толерантности к актуальным представлениям и ценностям моделям…» участвующих в диалоге собеседников. [Хорохордина].