Как говорить на несколько голосов: структура вопросно-ответных единств в «Откровениях» св. Бригитты Шведской
Николай Александрович Бондарко
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Институт лингвистических исследований РАН
Институт лингвистических исследований РАН
Ключевые слова, аннотация
Вопросно-ответные единства, Бригитта
Шведская, топосы, духовные видения, средневековая словесность, жанры
религиозной литературы.
Тезисы
Доклад посвящен анализу
вопросно-ответных единств в V книге «Откровений» («Revelaciones») св. Бригитты
Шведской (1303–1373). Собрание видений шведской святой, которые с 1342 г.
записывались на латинском языке ее духовниками и секретарями, состоит из восьми
книг и включает тексты мистико-созерцательного, дидактического, нормативного,
профетического, житийного характера, повествование о чудесах св. Бригитты,
молитвы, а также диалогические комплексы — в частности, беседы Бригитты и
Иисуса Христа. В содержательном плане в «Откровениях» наиболее широко
представлен комплекс топосов, связанных с осмыслением и актуализацией событий
земной жизни Христа. Сквозным топосом, скрепляющим все книги «Откровений», является «плач Христа» о пороках, поразивших
все слои общества. Текст произносится от лица разных персонажей — прежде всего
Христа и Девы Марии, тогда как сама визионерка остается безмолвной. V книга собрания состоит из 13 откровений, в которых
некий монах задает вопросы, а Христос на них отвечает. В частности, Христос
говорит, что чувства тела должны использоваться только ради души. Далее речь
идет о пользе смирения, о рациональном использовании мирского и о пользе
невзгод. Христос призывает к умеренному использованию благ мира сего, к отказу
от собственной воли ради любви к Богу; предупреждает об опасности, присущей
временной красоте; подчеркивает, что людям благородного происхождения нечем
гордиться, ведь добро исходит только от Бога. Наконец, он восхваляет свою мать
Марию и объясняет причину, по которой принял человеческий облик. В
заключительных откровениях V книги Христос описывает, как после смерти мужа
Бригитты он призвал ее к духовной жизни, и объясняет некоторые темные места из
Евангелия.