Триолет в русской поэзии начала ХХ в.
Мария Александровна Орлова
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Стиховедение, твердые стихотворные формы, триолет, Сологуб.
Тезисы
Первая треть ХХ в. — эпоха широкого экспериментирования в области
формы литературного произведения. Это явление кажется особенно интересным в
сфере т. н. твердых стихотворных форм. Твердые формы, изначально заключающие
в себе некий инвариант лирического сюжета и за редким исключением остававшиеся
неизменными на протяжении веков, в первой половине ХХ в. претерпевали модификации,
которые можно было бы назвать «расшатыванием» формы. Даже такие небольшие игровые
формы, как триолет, подвергались довольно значительным трансформациям. Этот
процесс во многом был связан со смещением акцента с формального аспекта твердых
форм на их содержание, расширял их строфические, смысловые и сюжетные возможности.
В докладе прослеживается история триолета в русской литературе. Особое внимание
уделяется триолету в ХХ в., в частности в творчестве Ф. Сологуба: выявляются
закономерности в модификации строфической организации триолета, предпринимается
попытка интерпретации связи этих модификаций с развитием лирического сюжета
стихотворной формы.