XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

«Сочинения писаны ясно и для всякого понятно»: о композиции последней прижизненной книги Державина

Екатерина Алексеевна Пастернак
Докладчик
младший научный сотрудник
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Ключевые слова, аннотация

Державин, поэзия, композиция, структура, цикл, авторский сборник, аллюзия.

Тезисы

Пятый том «Сочинений Державина», вышедший в 1816 г., — последняя книга, составленная лично поэтом, традиционно считающаяся малоудачной частью его наследия. Произведения из нее — за редким исключением — не перепечатывались, а сама она не была исследована ранее с точки зрения композиционного устройства. Стихотворное наследие Державина привлекало внимание ещё его современников-ученых, однако их заинтересованность и компетентность не были тождественны. К примеру, «Ключ к сочинениям Державина» Н. Ф. Остолопова содержит такую характеристику поздних текстов: «Не знаю, находится ли у кого-нибудь продолжение подобных объяснений; впрочем, можно сказать, что последующие сочинения Державина не имеют в оных такой надобности, как здесь помещенные, ибо по большей части писаны ясно и для всякого понятно». В XIX в. издания Державина в основном не комментируются, в советское время и вовсе предпочитают забывать поздние стихи поэта, часть из которых является духовными одами, в части же восхваляется царская семья. Между тем при анализе последнего тома видно, насколько оригинальной и продуманной является его композиция. Она делится на блоки текстов: духовные оды; переложения из немецкого поэта Л. Козегартена; «по случаю»; композиционный центр книги — «Целение Саула» и «Гимн» — в окружении нескольких военных стихотворений; связанные с царской фамилией; переложения из Горация; псевдофольклорные; связанные с войной с французами; наконец, финальное стихотворение о поэзии, «Полигимнии». В стихотворениях появляются мотивы и образы, которые в полной мере раскроются дальше. Очевидно, что Державин мыслил свою последнюю книгу как сборник, в котором текстов расположены в определенном порядке, при чтении должны добавляться новые смыслы, невозможные при прочтении стихотворений в ином порядке.