Эмоционально-оценочная интенция говорящего при выборе прямой эвиденциальности в современном тибетском языке
Анна Сергеевна Крамскова
Докладчик
младший научный сотрудник
Институт лингвистических исследований РАН
Институт лингвистических исследований РАН
Ключевые слова, аннотация
Тибетский язык, речевая интенция, категория эвиденциальности, глагольные категории.
Тезисы
В современном тибетском языке (центральнотибетские диалекты) существует парадигма эвиденциальных глагольных форм, с помощью которых говорящий указывает на источник информации или доступ к ней. Формы прямой эвиденциальности ('dug, V-gi.'dug и др.), призванной указать на то, что факт информации был напрямую засвидетельствован говорящим, могут применяться говорящим в различных речевых ситуациях и для реализации разных речевых интенций, в частности эмоционально-оценочной интенции.
В данном докладе представлены результаты исследования тактик и средств, используемых говорящим для реализации эмоционально-оценочной интенции. Исследование проводилось на материале морфосинтаксически размеченного корпуса объемом 83018 токенов из 20 текстов различных жанров художественного, научного и публицистического стилей на современном тибетском языке, под говорящим понимались адресанты встреченных в тексте отрывков прямой речи и повествований от первого лица (автор, литературный персонаж, лирический субъект). Для отбора и классификации высказываний с эмоционально-оценочной интенцией применялся контекстный анализ, с характеристикой адресанта, адресата и предмета высказывания, речевой обстановки, а также значения глагольной формы в объеме операционного контекста.
Большинство встреченных случаев реализации эмоционально-оценочной интенции приходится на стихотворные художественные тексты, где подобное использование форм прямой эвиденциальности фактически выполняет роль художественного средства. Соответственно, адресантом таких высказываний выступает лирический субъект, а само высказывание часто оформлено в виде риторического восклицания. Эмоциональность высказывания может подчеркиваться дополнительными лексическими и синтаксическими экспрессивными средствами (частица dang 'даже' и др.).
В данном докладе представлены результаты исследования тактик и средств, используемых говорящим для реализации эмоционально-оценочной интенции. Исследование проводилось на материале морфосинтаксически размеченного корпуса объемом 83018 токенов из 20 текстов различных жанров художественного, научного и публицистического стилей на современном тибетском языке, под говорящим понимались адресанты встреченных в тексте отрывков прямой речи и повествований от первого лица (автор, литературный персонаж, лирический субъект). Для отбора и классификации высказываний с эмоционально-оценочной интенцией применялся контекстный анализ, с характеристикой адресанта, адресата и предмета высказывания, речевой обстановки, а также значения глагольной формы в объеме операционного контекста.
Большинство встреченных случаев реализации эмоционально-оценочной интенции приходится на стихотворные художественные тексты, где подобное использование форм прямой эвиденциальности фактически выполняет роль художественного средства. Соответственно, адресантом таких высказываний выступает лирический субъект, а само высказывание часто оформлено в виде риторического восклицания. Эмоциональность высказывания может подчеркиваться дополнительными лексическими и синтаксическими экспрессивными средствами (частица dang 'даже' и др.).