XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Новая жизнь киноцитаты «без шума и пыли»

Елена Владимировна Ничипорчик
Докладчик
профессор
Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины

Ключевые слова, аннотация

Киноцитата, крылатое выражение, сфера употребления, контекст, значение, отношение.

Тезисы

Киноцитаты не являются приметой исключительно сегодняшнего дня, хотя бы потому, что так же, как и вошедшие в узус реплики героев иных произведений искусства, относятся к крылатым выражениям. Одни крылатые выражения так и остаются «приложимыми» к узкому кругу ситуаций, другие обретают поистине новую жизнь, проникая во все сферы общения, обрастая новыми коннотациями. Последнее в полной мере соответствует характеристикам киноцитаты «без шума и пыли».
Первичным контекстом этого выражения является известная кинолента Л. Гайдая «Бриллиантовая рука». Звучит оно дважды из уст Лелика: первый раз — при выражении уверенности, что такого «лопуха», как Семен Семенович Горбунков, можно «взять» (в значении ‘схватить для реализации своих намерений’) без труда и не создавая излишнего шума, второй раз — при заверении шефа в том, что действия по новому плану будут тайными и не привлекающими стороннего внимания. Сегодня выражение «без шума и пыли» своеобразно развивает своей семантический потенциал, повторяя ту или иную часть своего первичного смысла. Анализ употреблений показывает, что оборот «без шума и пыли» реализуется в значениях: ‘легко, без труда, без лишнего напряжения’, ‘мирно, без шумихи, пререканий, скандалов’, ‘естественным образом, без нажима и разглагольствований’, ‘скрытно и настойчиво’.
О высокой степени востребованности выражения «без шума и пыли» свидетельствуют многочисленные его фиксации в газетном корпусе Национального корпуса русского языка, в интернет-пространстве. Оно отмечается в текстах на тему политики, права, экономики, финансов, спорта, искусства. Частотно употребление выражения «без шума и пыли» в сильной позиции — в заголовках или в сегментированном компоненте заголовков статей, в названиях книг,  компьютерных игр и др.