XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

«Το διπλό βιβλίο» Д. Хадзиса как метароман.

Анна Александровна Сатдарова
Докладчик
преподаватель
Военный Университет Министерства Обороны Российской Федерации

Ключевые слова, аннотация

Новогреческая литература, Димитрис Хадзис, роман, метароман.

Тезисы

Д. Хадзис на протяжении своего творческого пути часто прибегал в своих произведениях к нарушению дистанции между автором и читателем и нарушению границ между повествуемым миром и действительностью. Можно сказать, что большинство его произведений отмечены метарефлексией, которая в «Το διπλό βιβλίο» становится доминирующим принципом организации художественного целого. «Το διπλό βιβλίο» предстает создающимся на глазах читателя, а герой показывает себя как сообщник автора в написании «книги», что позволяет квалифицировать произведение как метароман. Метарефлексия, которая до этого ограничивалась «авторскими вторжениями» или сюжетными намеками, выходит на новый уровень. Это — важная веха творческого пути автора, поскольку переключается фокус писательского интереса Д. Хадзиса: вопросы баланса жизни и творчества, сущности литературного дарования, подспудно существовавшие в более ранних произведениях, впервые выходят на первый план. И, что особенно важно для уточнения жанровой характеристики «Το διπλό βιβλίο» как метаромана, читатель становится свидетелем этого переключения. Непрофессиональный, наивный голос главного героя Костаса обманчиво начинает освещать традиционную для Д. Хадзиса социальную тематику, однако затем слово берет Писатель. Именно в сфере общения Писателя со своими героями Костасом и Анастасией тематика романа усложняется и наполняется философским смыслом. Вопрос соотношения действительности и романа о ней, один из ключевых для произведений в жанре метаромана, решается Д. Хадзисом через идею незавершенности: роман уподобляется и жизни и остается незаконченным.
Список литературы
  1. Χατζής Δ. Το διπλό βιβλίο. Αθήνα: Το Ροδακιό, 2008.
  2. Зусева-Озкан В. Б. Историческая поэтика метаромана: монография / В. Б. Зусева-Озкан. — М. : Intrada, 2014.