XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Языковая личность журналиста

Анна Сергеевна Бурляй
Докладчик
ассистент
Донецкий национальный университет

Ключевые слова, аннотация

ЯЛ, журналист, коммуникация, социальная среда.

Тезисы

Изучение индивидуальных особенностей языковой личности (ЯЛ) представителя сферы медиа является актуальным, поскольку журналист создает коммуникативные связи внутри общества, оказывает воздействие на массовую аудиторию, формирует ее мнение и вкусы. Целью данного исследования является рассмотрение особенностей языковой личности журналиста (ЯЛЖ) через его коммуникативные потребности.
Структура ЯЛ может рассматриваться как совокупность трех уровней (модель Ю. Н. Караулова) [1]. А именно: вербально-семантический уровень — лексикон личности в широком смысле, когнитивный — анализ концептосферы представителя СМИ, прагматический уровень — система мотивов, установок, целей индивида. Г. И. Богин подчеркивает, что языковую личность можно рассматривать только во взаимодействии с социальной средой, которая формирует готовность ЯЛ к саморазвитию и познанию. Технологические факторы, а также широкий диапазон целевой аудитории и необходимость эффективно воздействовать на реципиентов продукции СМИ, также определяют коммуникативные потребности журналиста. Комплексный анализ всех трех уровней ЯЛ может дать полное представление о ЯЛЖ, включая особенности стиля, языковую картину мира и мировоззрение автора.

Таким образом, термин ЯЛЖ включает в себя три типа коммуникативных потребностей автора-журналиста — контактоустанавливающую (когда журналисту необходимо, чтобы его воспринимали), информационную (когда журналист хочет донести до читателя актуальную информацию) и воздействующую (когда журналист пытается повлиять на мнение читателя).