Нарративное интервью в ходе учебной лингвистической экспедиции: вопросы организации и проведения
Анна Валерьевна Шевчик
Докладчик
доцент
Томский государственный университет
Томский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Русский язык, лингвистическая экспедиция, нарративное интервью.
Тезисы
В ходе организации учебной практики студентов
филологического факультета ТГУ автором доклада в течение двух полевых сезонов
внедряется и апробируется такой прием записи разговорной речи, как нарративное
интервью (НИ). Записано более 100 часов звучащей речи жителей старожильческих
сел Шегарского района Томской области от 90 информантов.
Ценность речевого материала, записанного в ходе НИ, связано с его межжанровой природой, объединяющей признаки интервью и беседы. Полученные тексты отражают особенности речи информантов в большей степени, чем при активном влиянии интервьюеров на ход коммуникации, например, при использовании вопросников. Нарративное интервью как прием сбора речевого материала релевантно для достижения такой цели лингвистических экспедиций ТГУ, как оценка сохранности диалектных особенностей речи жителей сибирских старожильческих сел, исследуемых с 1940-х гг.
Подготовка студентов к записи НИ проводится в течение года и включает следующие формы деятельности: групповые и индивидуальные консультации, тренинги, самостоятельную теоретическую и методическую подготовку, осмысление опыта старшекурсников в ходе конференции по практике. Студенты осваивают базовые принципы проведения НИ — создание непринуждённой атмосферы общения, удержание коммуникативной инициативы. Регламентируются типичные этикетные ситуации, правила использования технических средств, распределение ролей в микрогруппе собирателей, особенности и функционал каждой роли, пространственно-временные параметры интервью. Изучается психологическая характеристика людей определенного поколения, история, география, топонимика мест проведения экспедиции и др. Студентам необходимо освоить арсенал языковых средств: парафразы разных типов, уместные сигналы обратной связи, контроль объема словника.
Ценность речевого материала, записанного в ходе НИ, связано с его межжанровой природой, объединяющей признаки интервью и беседы. Полученные тексты отражают особенности речи информантов в большей степени, чем при активном влиянии интервьюеров на ход коммуникации, например, при использовании вопросников. Нарративное интервью как прием сбора речевого материала релевантно для достижения такой цели лингвистических экспедиций ТГУ, как оценка сохранности диалектных особенностей речи жителей сибирских старожильческих сел, исследуемых с 1940-х гг.
Подготовка студентов к записи НИ проводится в течение года и включает следующие формы деятельности: групповые и индивидуальные консультации, тренинги, самостоятельную теоретическую и методическую подготовку, осмысление опыта старшекурсников в ходе конференции по практике. Студенты осваивают базовые принципы проведения НИ — создание непринуждённой атмосферы общения, удержание коммуникативной инициативы. Регламентируются типичные этикетные ситуации, правила использования технических средств, распределение ролей в микрогруппе собирателей, особенности и функционал каждой роли, пространственно-временные параметры интервью. Изучается психологическая характеристика людей определенного поколения, история, география, топонимика мест проведения экспедиции и др. Студентам необходимо освоить арсенал языковых средств: парафразы разных типов, уместные сигналы обратной связи, контроль объема словника.