XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Гений Романтизма: Автор как Герой (особенности романтической рецепции биографии творца на примере Торквато Тассо)

Анастасия Юрьевна Миролюбова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Тассо, рецепция, романтизм, стратегии перевода, русская эпическая поэма.

Тезисы

Образ автора как «героя» рассматривается не в рамках нарратологии, а с точки зрения рецептивной эстетики. Исторический Торквато Тассо, тяжело переживший крушение ренессансной идеологии и наступление Контрреформации, в имперсональных поэтиках классицизма занимает место создателя эпической поэмы «Освобожденный Иерусалим», которая так или иначе вписывается в канон, а во вневременной эстетике романтизма, делающей упор на природный «гений», стремящийся к идеалу и вступающий в конфликт с косной действительностью, реализует топосы несчастной страсти, безумия, гонений, темницы. Трансформация «классического» Тассо в Тассо «романтического» рассматривается на широком историко-литературном фоне (А. В. Шлегель, Дж. Компаньони, Дж. Байрон) и прослеживается рецепция данного поэтико-семантического ряда в русской литературе первой четверти XIX в. Делается вывод о том, что подобная трансформация повлияла как на смену переводческих стратегий от А. Ф. Мерзлякова до П. А. Катенина (александрийский стих, предписанный эпосу поэтиками классицизма, сменяется балладным стихом), так и на развитие русской эпической поэмы от М. М. Хераскова до А. С. Пушкина.