Гений Романтизма: Автор как Герой (особенности романтической рецепции биографии творца на примере Торквато Тассо)
Анастасия Юрьевна Миролюбова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Тассо,
рецепция, романтизм, стратегии перевода, русская эпическая поэма.
Тезисы
Образ автора как «героя» рассматривается не в
рамках нарратологии, а с точки зрения рецептивной эстетики. Исторический
Торквато Тассо, тяжело переживший крушение ренессансной идеологии и наступление
Контрреформации, в имперсональных поэтиках классицизма занимает место создателя
эпической поэмы «Освобожденный Иерусалим», которая так или иначе вписывается в
канон, а во вневременной эстетике романтизма,
делающей упор на природный «гений», стремящийся к идеалу и вступающий в
конфликт с косной действительностью, реализует топосы несчастной страсти,
безумия, гонений, темницы. Трансформация «классического» Тассо в Тассо
«романтического» рассматривается на широком историко-литературном фоне
(А. В. Шлегель, Дж. Компаньони, Дж. Байрон) и прослеживается рецепция данного
поэтико-семантического ряда в русской литературе первой четверти XIX в. Делается вывод о том, что подобная трансформация повлияла как на
смену переводческих стратегий от А. Ф. Мерзлякова до П. А. Катенина
(александрийский стих, предписанный эпосу поэтиками классицизма, сменяется
балладным стихом), так и на развитие русской эпической поэмы от М. М. Хераскова
до А. С. Пушкина.