Фёдор Абрамов и Леонид Бородин: эстетика, историософия
Арина Анатольевна Митрофанова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Ф. Абрамов, Л. Бородин, историософия,
эстетика, публицистика.
Тезисы
В докладе устанавливается типологическая
связь между мировоззренческими позициями, эстетикой, современной рецепцией творчества Ф. А.
Абрамова (1920–1983) и Л. И. Бородина (1938–2011). Психологическую основу
данного типа художника составляет «чрезмерно повышенная социальная
чувствительность» (Л. Бородин), реализовавшаяся в двух вариантах политической
биографии: советский коммунист и «политизированный православец», получивший два
лагерных срока.
Художественное воображение обоих
писателей опирается на мощный биографический опыт, что обусловливает
приверженность реалистической эстетике. Прямое авторское слово определяет
тенденциозность социального романа. Публицистика занимает большой объем
творческого наследия обоих писателей. Активная социальная деятельность,
бескомпромиссность поведения, в том числе и речевого, приводят к конфликтным
отношениям с историческим читателем и объясняют невостребованность у современного
читателя.
Исторические эпохи — Гражданская война
на Пинеге (Абрамов), Смутное время Московского государства (Бородин) —
воссоздаются в широком контексте историософских идей, имеющих типологическое
сходство. Отношение к традиции русской словесности проявляется в творчески
свободном усвоении разнообразных жанровых моделей (социологический и
исторический роман, литературная сказка, легенда, поэтические и песенные жанры). Мифопоэтика художественной прозы обоих
писателей формирует Северный и Сибирский тексты русской словесности.