Литературная сказка В. Урошевича: между мифом и реальностью
Елена Сергеевна Шумилова
Докладчик
соискатель
Институт славяноведения РАН
Институт славяноведения РАН
Ключевые слова, аннотация
Македонская литература, фольклор, волшебная сказка, постмодернизм, интертекст.
Тезисы
Новеллистика и крупная эпическая форма В. Урошевича сыграли важную роль в формировании в македонской литературе 1960–2010-х гг. постмодернистского литературного течения. Эпоха постмодерна, развенчивая все предыдущие мифологические представления, не оказывается свободной от мифологической основы. Автор работает с различными традициями, текстами и жанрами: ведет виртуозную игру с фольклорной традицией македонской волшебной сказки, встраивая ее в современный литературный контекст, смешивая фантастическое и реальное.
Повесть-сказка «Невеста змея» (2008) стала знаковым произведением македонской литературы, она обладает типичными персонажами для фольклорной волшебной сказки и классической для канонических сюжетов схемой «потеря — поиск — обретение». Но герои-помощники значительно отличаются от своих прообразов из македонских народных сказок, главный герой заручается поддержкой Змея (метаморфоза: он из героя-похитителя превращается в героя-спасителя), происходит трансформация традиции и осложнение сюжета изображением нижнего мира (реального города), где автор обращается к булгаковскому опыту (аллюзии к «Мастеру и Маргарите» М. А. Булгакова) на уровне интертекста.
Таким образом, можно сделать вывод, что автор нарушает классическое построение волшебной сказки и создает свою, между мифом и реальностью, обращаясь к проблемам современного общества. В творчестве В. Урошевича идет четкое противопоставление реальности обыденной (материальной) и реальности мифологической (духовной), при этом они находятся рядом, достаточно зайти на мельницу и сказать «тайные условленные фразы», чтобы перейти из одного мира в другой.