Особенности композиции научно-популярного очерка (на материале журнала «Наука и жизнь»)
Чжэнь Тан
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Жанр речи, очерк,
композиция, научно-популярный дискурс, стилевые особенности.
Тезисы
В журнале «Наука и жизнь» в последние годы опубликовано
более 20 текстов, жанр которых мы определяем как научно-популярный очерк.
Будучи посвященными географической тематике, они имеют в качестве центрального
научный субтекст, вербализующий понятийную основу представляемого явления
природы. Однако автор-специалист учитывает, что его адресатом является
неспециалист, поэтому стремится актуализировать в сознании читателя сопряженный
с темой текста личный обыденный опыт получателя информации и его знания об
интерпретации рассматриваемого в тексте явления в художественной литературе,
живописи, музыке. Так формируются ещё два субтекста — повседневно-образный и
художественно-образный. Последний складывается из разного рода интекстов —
цитат, пересказов, аллюзий, ссылок, которые расширяют смысловое поле
научно-популярного очерка за счёт реализации категории интертекстуальности. Все
анализируемые тексты являются поликодовыми, т. е. существенная доля информации
вносится в них через невербальные визуальные компоненты — репродукции картин
и/или фотографии с изображением описываемого природного явления, научные схемы,
графики, рисунки, диаграммы. Авторские высказывания носят комментирующий и
поясняющий характер и складываются в публицистический субтекст. Все
разностилевые и поликодовые компоненты данных текстов объединяются автором так,
что создается достоверный и убедительный «портрет» рассматриваемого в тексте
явления, представляющий собой эмоционально-интеллектуальное образно-понятийное
единство. Все это активизирует позицию читателя, стимулируя его к припоминанию
уже известного, к повторному проживанию однажды пережитого и к чувственному
восприятию и познанию нового. Так исследуемые научно-популярные очерки
неразрывно связывают научное познание и эстетическое воздействие.