XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Эффективность взаимодействия коммуникативных единиц на основе речевых стратегий и средств их реализации в языке СМИ

Сяохун У
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Язык СМИ, речевые стратегии, речевой акт, коммуникативные единицы, прагматические цели.

Тезисы

В сообщении представлено теоретическое обоснование исследования информационных текстов СМИ,  в репрезентации которых особую роль играют речевые стратегии, используемые для эффективного взаимодействия выделяемых нами коммуникативных единиц.
Одной из целей нашего исследования является выяснение и уточнение интенциональных целей автора, его усилий, направленных на повышение эффективности информации, распространяемой тем или иным изданием СМИ. Как сообщить новость, чтобы адресат воспринял её как важную? Как эффективно реализовать прагматический потенциал текстов СМИ? Для поиска ответов на эти вопросы используются следующие методы исследования: 1) анализ теории речевых актов и речевых стратегий; 2) целевой отбор текстов СМИ информационных жанров: репортаж, отчет, корреспонденция; 3) разработка выделяемой нами коммуникативной единицы взаимодействия — гиперадресанта; 4) выявление связи между характером прагматических целей и личностной модальностью гиперадресанта.
Проанализированные нами информационные тексты СМИ позволяют выяснить, с помощью каких именно речевых стратегий эффективно реализуется прагматический потенциал высказывания и личностная модальность такой коммуникативной единицы как гиперадресант в текстах, одинаковых по жанрам и тематике, но противоположных по социальной ориентированности изданий, например «Коммерсантъ», «Комсомольская правда» и оппозиционное «Эхо Москвы».
Высокая эффективность речевых стратегий и средств их реализации в языке издания влияет на высказывания гиперадресанта, которые характеризуются множественностью прагматических целей, но общим информационно-оценочным полем, объединяющим автора и читателя.