XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Об изменениях в программах изучения русского языка как иностранного в учебных заведениях США

Линна Григорьевна Либерчук
Докладчик
llinna226@gmail.com

Ключевые слова, аннотация

Русский язык, инновации, знание, рейтинг, рынок языковых услуг.

Тезисы

Посвящается профессору В. Ф. Ивановой и филологическому факультету СПбГУ
Технологические инновации, глобализация, международные события, социокультурная инфраструктура, связанная с миграцией, обусловили трансформации в изучении РКИ в американских учебных заведениях. В результате модернизации образования изменились: (1) содержание обучения: печатные и электронные учебные материалы предлагают видео- и аудио-программы, блоги как образцы устной и письменной коммуникации. Аудиторное количество часов, устанавливаемое администрацией «сверху», связано с кредитами, необходимыми для степени бакалавра или магистра. (2) Формы урока: использование скайпа и имэйлов, онлайн курсов, платформы Фейсбука для преподавания. Проблемы домашних заданий и коррекции ошибок не решены. (3) Формы контроля: профессиональный языковой экзамен определяет администрация учреждения. В обществе изменилось отношение к знанию: знание — это продукт, товар, и его получение может рассматриваться как сервис. Отношение к РКИ и межкультурной компетенции определяется рейтингами, системой «лайков» и комфортностью (свое отношение к английскому языку как иностранному профессор литературы, поэт И. Бродский называл романом). Интернет и соцсети изменили оценку знаний: главным умением стала спонтанность речи. Конгресс США и рынок языковых услуг определяет сферы для специалистов-русистов: военное сотрудничество, бизнес, ИТ-проекты, дипломатия, и преподавание.