XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Культурно-ориентированное направление в обучении иностранным языкам

Надежда Юрьевна Никульникова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Культура, язык, культурно-ориентированное направление, лингводидактика, лингвистика, обучение иностранным языкам.

Тезисы

Условно этапы становления культурно-ориентированного направления в лингводидактике можно разделить на три этапа:
1 этап – Донаучный (философские заметки о культурообразующей природе языка в сочинениях античных авторов).
2 этап – Лингвистический: 2.1. Конец XVIII в. — культурно-ориентированное направление начало оформляться в отдельную область исследования (И. Г. Гердер, В. фон Гумбольдт). 2.2. XIX в. — ставится проблема языка и культуры (братья Гримм, Ф. И. Буслаев, А. Н. Афанасьева и отчасти А. А. Потебня). 2.3. Конец XIX — начало XX вв. — школа «Слов и вещей».
3 этап – Лингводидактический: 3.1. Начало XX в.  –– культурно-ориентированное обучение в рамках прямых (Роберт Ладо), смешанных методов (А. И. Томсон, Ф. И. Буслаев). 3.2. В 30–40-х гг. XX в. — гипотеза Сэпира-Уорфа. 3.3. В 70-х гг. XX в. — издается труд «Язык и культура» Е. М. Верещагина и В. Г. Костомарова. Необходимость ориентирования на культуру в рамках коммуникативного метода. 3.4. Конец XX — начало XXI в. — в зарубежной лингводидактике — кросскультурный поход, в отечественном языкознании — разделение понятий «лингвокультурология», «лингвострановедение», «лингвокультуроведение», «страноведение».
4 этап – Современный: XXI в. — межкультурная коммуникация, концепция «Мир изучаемого языка» (С. Г. Тер-Минасова), курс «Сопоставительная лингвокультурология» (Л. П. Тарнаева).