XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

К вопросу о несостоявшихся проектах Петрюса Бореля

Екатерина Эдуардовна Овчарова
Докладчик
независимый исследователь

Ключевые слова, аннотация

Петрюс Борель, неистовый романтизм.

Тезисы

Проблема несостоявшихся проектов французского «неистового» романтика Петрюса Бореля до сих пор не привлекала должного внимания исследователей, хотя она чрезвычайно интересна и с точки зрения творческой биографии писателя, и для оценки его роли в истории литературы. Так, например, вопрос о существовании никем не виданного романа Бореля «Табарен» представляет почти детективную загадку. Часть несостоявшихся проектов Бореля приводит его биограф А. Мари в своей книге 1922 г. «Petrus Borel le lycanthrope: sa vie et son oeuvre: suivi d’une bibliographie». К таковым Мари относит и «Табарена», считая его столь же реальным, как и «Мадам Потифар». Другой биограф, Л. Дером, упоминает роман «Табарен» среди основных художественных произведений Бореля, но в то же время сообщает, что публика никогда не видела этого романа, равно как и повести «Жаникетта». Интересна также дискуссия в библиофильском издании «Le Petite revue» (1863) между еще одним биографом Бореля Ж. Кларети и неким библиофилом Z. Речь здесь идет о вышедшем в Бельгии издании, где Борель был заявлен автором романа «Мадам Изабель». Приводится большое письмо библиофила Z., убедительно доказывающего, что эта книга не принадлежит Борелю. Среди заглавий изданных книг Бореля «Мадам Изабель» не встречается, а в предполагаемый год издания романа, а именно 1837 г., Борель завершал свое самое известное творение, роман «Мадам Потифар», в чем можно удостовериться, обратившись к труду современного биографа Бореля Ж.-Л. Стейнметца «Pétrus Borel: un auteur provisoire» (1986). Компаративистский анализ вопроса о несостоявшихся проектах Бореля многое позволил бы понять в творческих исканиях одного из самых загадочных и непонятых гениев французского романтизма и по-новому оценить его роль в истории французской литературы.