XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Обучение пониманию русской фразеологии при помощи анализа внутренней формы

Екатерина Геннадьевна Полонникова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Внутренняя форма, фразеологизм, языковая догадка.

Тезисы

Фразеологизмы особенно интересны для иностранных учащихся, поскольку способны передавать как суждения эмоционального и оценочного характера, так и большой пласт национально-культурной информации. Правильное понимание фразеологизмов и их уместное употребление в живой разговорной речи являются критериями владения иностранным языком на высоком уровне. На данном этапе развития методики преподавания РКИ обучению фразеологии уделяется мало внимания, этому свидетельствует отсутствие общей системы работы с фразеологизмами в иностранной аудитории как средства постижения принципов мышления и восприятия действительности носителями языка. Введение фразеологизмов в словарный запас учащихся традиционно сопровождается толкованием, переводом или контекстуальной догадкой. Однако использование только контекстной языковой догадки может привести к искажению смысла, коммуникативным неудачам. В связи с этим необходимо под руководством преподавателя сформировать механизм поэтапной дедукции значения фразеологизма при помощи анализа его внутренней формы, которая представляет собой образ типичной ситуации из жизни народа, в основе которого лежит метафора. Благодаря метафоре, она способна предвосхищать актуальное значение фразеологизма в основных признаках значения. Большое количество фразеологизмов относятся к образным типа фразеологические единства, и для их интерпретации необходимо в первую очередь буквальное прочтение образа, а уже после раскрытие метафоры и категоризация. В настоящем исследовании предлагается использовать данный тип фразеологизмов и применить анализ их внутренней формы как альтернативный способ их семантизации. Эффективность данного приёма подтверждается проведенным педагогическим экспериментом.