XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Что такое «падеж»: интерпретация категории падежа в древнегреческой грамматической теории

Ольга Игоревна Барышева
Докладчик
научный сотрудник
Русская христианская гуманитарная академия

Ключевые слова, аннотация

Античная грамматическая теория, грамматическая терминология, падеж, александрийские грамматики, Аристотель, Древняя Стоя.

Тезисы

Слово «падеж» (πτῶσις) в контексте исследования языка первым употребил Аристотель. Он понимал под этим термином любое изменение формы слова – как имени, так и глагола. Следующий этап развития значения πτῶσις связан с деятельностью философов Древней Стои. Стоики, во-первых, ограничили его сферой склонения имен, во-вторых, различили отдельные падежи — родительный, дательный и винительный, в-третьих, ввели оппозицию «прямой падеж — косвенные падежи». Наконец, в трудах александрийских филологов πτῶσις получает то значение словоизменительной грамматической категории именных частей речи, которое сохранилось за ним до сегодняшнего дня.
Слово πτῶσις происходит от глагола πίπτειν «падать» и буквально означает «падение». Хотя на каждом этапе развития грамматики в Античности метафора падения, по-видимому, охотно принималась, уже у александрийских ученых отсутствовало ясное представление о том, какое именно падение имели в виду Аристотель и Хрисипп. Что падает? И падает ли, или скорее отпадает или выпадает? Между тем, от решения этих вопросов зависели ответы и на другие вопросы грамматической теории, например о статусе именительного падежа.
Вопрос о том, какой смысл был изначально заложен в этой метафоре, т. е. что означал термин «падеж» с точки зрения Аристотеля и стоиков, занимал позднеантичных ученых и средневековых комментаторов. Этот вопрос остается актуальным и сегодня. Задача настоящего доклада — проследить историю обсуждения этой проблемы в античной грамматической теории и современной науке.
Исследование выполнено при поддержке РНФ в рамках проекта № 18-78-10051 «Византийский фактор в формировании русской логической традиции».