Борьба генераций в эстетической концепции М. Евшана
Галина Мирославовна Лесная
Докладчик
доцент
Московский государственный институт (университет) международных отношений МИД России
Московский государственный институт (университет) международных отношений МИД России
Ключевые слова, аннотация
М. Евшан, украинская литературная критика начала
ХХ в.
Тезисы
В украинской культуре рубеж ХIХ–ХХ вв. прошел под знаком противостояния
поколений, сущность которого наиболее ярко отразил несправедливо забытый и до сих пор малоисследованный литературный
критик М. Евшан (1889–1919).
Автор многочисленных статей о новых явлениях в украинской литературе (и поэтому
чаще всего причисляемый к адептам модернизма), Евшан лозунг обновления сделал
центральным в своей эстетической концепции искусства. Свои идеи критик отразил
в серии работ на страницах журнала «Українська
хата», давшего
название целому направлению писателей, группировавшихся вокруг издания.
Для украинской литературы нового времени
такое противостояние «старых» и «молодых» было первым и поэтому обладало своими
отличительными чертами. Новое искусство, позиционирующее себя в качестве новой
художественной системы, которая противостояла предыдущему развитию культуры, не
смогло полностью оторваться от своих предшественников. Первые ростки
обновления, характерные для модернизма, критик увидел в произведениях старшего
поколения писателей.
Развивая идеи западноевропейской
философии и культуры, Евшан поставил перед собой цель «пробить окно в Европу
для украинской литературы». Наиболее последовательно эти идеи М. Евшан воплотил
в своих работах «Проблемы творчества», «Борьба генераций и украинская
литература», «Леся Украинка».