Гламур и фактурность: контроль достоверности картинки в историческом кино
Жамила Рузмаматовна Двинятина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Гламур, фактурность, исторический фильм, картинка, изображение, достоверность.
Тезисы
Проблема,
поставленная в заглавие, для кино как
стара, так и актуальна. О ней размышляют
русские формалисты в 20-х гг. прошлого
века, она волнует Тарковского, посвятившего
ей часть программной статьи. К тому же
это гигантский пласт для анализа, начиная
с самых обобщенных размышлений о
взаимодействии кинофильма с историческими
фактам, умалчивание об одних и раздувание
важности других, вообще отбор этих
фактов и имен для исторического
повествования, их вольная или невольная
подмена мифологемами, вечный спор об интерпретации исторических событий и
их мотивировок, кажущееся законным или
осуждаемое в тот или иной период времени
введение неисторических лиц в
художественное повествование, жанровые
конвенции исторических фильмов, клише
о снимаемой эпохе и клише снимаемой
эпохи и так далее и так далее.
Нас в размышлении
будет интересовать все, что так или
иначе тяготеет к созданию изображения
в формате приглаженной, улучшенной,
идеальной действительности — гламура,
или действительности, сознательно
приобретающей в киноверсии элементы
потертости, жизненной ветхости, кажущейся
идентичности с реальностью — фактурности.
Гламур и фактурность мы понимает как
два полюса изображения в историческом
кинодискурсе, отнюдь друг друга не
исключающие. Колебания между ними
происходят не только во время слома или
смены эпох, они заметны в каждом отдельно
взятом произведении.
Невозможно снять
кино абсолютно исторически достоверное,
да и само понятие достоверности зрителями
и создателями воспринимается по-разному.
Кто осуществляет контроль за достоверностью,
за приверженностью одному из полюсов:
режиссер, художники, оператор, возможные
цензоры, предрасположенность эпохи,
продюсер и его бюджет, традиции
изображения, критики, зрители?