XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

К вопросу о критериях оценки письменных работ на творческих конкурсах по английскому языку

Кирилл Юрьевич Игнатов
Докладчик
доцент
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Ключевые слова, аннотация

Тестирование, критерии оценивания, письменные работы, олимпиады, творческие конкурсы.

Тезисы

В докладе представлено обобщение критериев оценки письменных работ, которые разрабатываются в России методическими комиссиями творческих конкурсов школьников разного уровня: Всероссийской олимпиады, а также олимпиады «Ломоносов» и «Покори Воробьевы горы» в МГУ.
Выделены основополагающие принципы оценки: попытка её формализации для исключения субъективности экзаменатора, а также разделение на составляющие для усиления творческого начала конкурса. Чаще всего среди составляющих выделяют содержание и оформление высказывания.
В то же время языковая практика работы в жюри конкурсов выявляет недостатки разработанных критериев и подсказывает возможности их совершенствования.
Прежде всего, попытки формализации оценки приводят к выхолащиванию творчества. Не менее важно и то, что часто критерии носят «карательный» характер, когда перед экзаменатором для оценки работы стоит задача найти основания для снижения результирующей отметки. Наконец, встречаются и «пустые» критерии, по которым практически все работы получают максимальный балл.
Для улучшения принципов оценки предлагается, во-первых, перейти от «карательной» системы оценок к «поощрительной» так, чтобы оценка не снижалась за допущенные ошибки или недочеты, а, напротив, повышалась за особые достижения в той или иной области.
Во-вторых, представляется перспективным дать экзаменатору возможность быть обоснованно субъективным в ограниченных пределах, т. е. предоставить ему право  повысить оценку работы, которая выделяется среди других работ, но обязать предоставить обоснование повышения оценки.
Наконец, стоит попробовать от дихотомии содержание/форма перейти к трихотомии содержание/форма/речевая узуальность.