«Сорок типов и стилей писем» Никодима Святогорца: практическое пособие или поучение в эпистолярной форме?
Дмитрий Александрович Черноглазов
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Эпистолярная теория,
письмовник, греческая эпистолография, Псевдо-Либаний, Никодим Святогорец.
Тезисы
Никодим Святогорец —
греческий богослов и писатель XVIII
в.
Его письмовник, включающий сорок образцовых посланий (далее сокр. NH), был опубликован уже после смерти
автора в составе сборника «Сад благодати» (1819). В отличие от многих других
произведений Никодима, письмовник ни разу не становился предметом научного
исследования. В настоящем докладе трактат рассматривается с точки зрения его
источников, содержания, стиля и функций, анализируется в широком контексте
греческой эпистолярной теории Османского периода.
NH — переложение анонимного византийского трактата «Сорок типов писем» XII/XIII в. Никодим последовательно расширяет и преобразует текст своего источника. Можно выделить три метода его переработки:
Исследование выполнено в рамках проекта РФФИ № 18-011-00669.
NH — переложение анонимного византийского трактата «Сорок типов писем» XII/XIII в. Никодим последовательно расширяет и преобразует текст своего источника. Можно выделить три метода его переработки:
- Текст почти всех писем дополняется за счет многочисленных цитат, в первую очередь, из Библии и патристики. В некоторые письма добавляется более десяти цитат.
- Никодим правит источник с позиций христианской морали. Преобразуются те письма, где автор выказывает «греховные» чувства — гнев, высокомерие и т. д. «Подстрекающее» письмо заменяется «укротительным».
- Некоторые письма усложняются и расширяются за счет пространных формул обращения и этикетных мотивов византийской эпистолографии.
Исследование выполнено в рамках проекта РФФИ № 18-011-00669.