Литературный мир в наследии А. К. Лядова
Анна Сергеевна Казунина
Докладчик
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Лядов, рукописи, мемуары, письма, литература,
текст.
Тезисы
Всесторонне
восприятие и полноценный анализ творческого наследия А. К. Лядова
(1855–1914) невозможны без учета пристрастий композитора, осмысления уникального
метода ‘прочтения’ литературных сочинений и текстовой составляющей его
произведений. В одном из писем Лядов указывал: «‘Клюйте’ из книги то, что Вам
нужно, и развивайте это на свободе, и тогда Вы узнаете, что значит думать» [Лядов,
2005]. Чтение и размышления о прочитанном составляли важнейшую часть жизни композитора.
Его письма к родным и друзьям пестрят именами авторов разных эпох и стилей, а упоминания
литературных произведений сопровождаются вдумчивой, всегда эмоциональной оценкой,
тонким разбором различных нюансов. Прочитанная литература, оказывая на
композитора сильное психологическое воздействие, служила и постоянным источником
вдохновения. Ярким примером этого являются, в частности, произведения,
основанные на фольклорном материале, и сочинения, написанные под влиянием
текстов М. Метерлинка (1862–1949, M. Maeterlinck). Литературные труды
интересовали Лядова не только как основа для сюжета, композитор обращался к
принципам драматургии сочинений, использовал сходные структурно-образные
элементы. Требовательное отношение к качеству текста подтверждается, например,
сохранившимися свидетельствами работы композитора над либретто и сценарным
планом незавершенной оперы «Зорюшка». Анализ мемуарных материалов,
эпистолярного наследия и рукописных документов композитора позволяет говорить о
работе с литературным текстом как об одной из значимых составляющих его
творческого процесса.
Лядов А. К. Из писем // Анатолий Константинович Лядов: I. Жизнь. II. Портрет. III. Творчество. IV. Из писем. СПб.: Композитор, 2005. С. 140.
Лядов А. К. Из писем // Анатолий Константинович Лядов: I. Жизнь. II. Портрет. III. Творчество. IV. Из писем. СПб.: Композитор, 2005. С. 140.