XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Роль цвета и запаха в антиутопическом романе Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

Павел Витальевич Силаев
Докладчик
доцент
Смоленский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Антиутопия, цвет, запах, лексико-семантическое поле, ядро, периферия.

Тезисы

В романе Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» показано сложное духовное возрождение человека, постепенно осознающего степень манипулирования властями общества, где нельзя читать, самостоятельно думать, а нужно лишь «потреблять развлечения». Начав интересоваться книгами и чтением, Монтэг словно оживает, у него обостряются все чувства, особенно осязание и обоняние, поэтому лексико-семантические поля «цвета» и «запаха» играют в данной антиутопии важную, символическую роль. Данные поля расположены асимметрично. Самое больше — поле цвета (в котором присутствует только красный, черный, белый, желтый и зеленый) занимает первые две трети романа. Поле запаха в начале романа проявляется точечно, наиболее сильно оно репрезентировано в третьей части романа. В отличие от поля цвета, поле запаха более метафорично, встречается «вспоминание» запахов, в его состав входит больше переносных значений. Такое расположение семантических полей помогает выявить взаимосвязь между ними. Семантическое поле цвета почти всегда показывает героя до его морального перевоплощения (черно-белые будни, пламя и пепел в работе пожарного и т. п.) как созерцателя, обладающего конкретным мышлением, а семантическое поле запаха почти всегда связано с его возрождением, с его новой настоящей жизнью, где он начинает реагировать, перестав быть послушным «винтиком» системы, находит своих единомышленников и обретает настоящую цель в жизни. Таким образом, можно утверждать, что философская направленность антиутопического жанра подразумевает более внимательное отношение к символическому значению описываемых особенностей чувственного восприятия его героев (в нашем случае осязания и обоняния), что способствует более глубинному проникновению в художественный замысел автора.