XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Крылатые выражения-неологизмы песенного и романсного происхождения в русском языке последней трети XX — начала XX в.

Светлана Григорьевна Шулежкова
Докладчик
профессор
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

Ключевые слова, аннотация

Крылатое выражение, неологизм, синтетическое искусство, песня, романс, авторство, языковой статус.

Тезисы

В русском языке активизировалось обновление фонда крылатых выражений (КВ). Оно происходит за счет заимствований и  внутренних речевых резервов. Активными поставщиками КВ становятся синтетические жанры искусства, в том числе песня и романс. 60% фонда русских КВ, восходящих к искусству, к началу XXI в. составили песенные и романсные строки.
Песенно-романсный корпус неологизмов насчитывает около 200 КВ. Он сформировался во время «заката» социалистической эпохи и складывания новых социально-экономических отношений. Песня перестала быть массовым жанром из-за социального расслоения общества и потому, что в цифровой цивилизации носители языка воспринимают искусство скорее как слушатели и зрители, а не как соисполнители. Основными источниками песенных и романсных КВ стали протестные, патриотические, военные и лирические произведения. Их авторы учитывают опыт создания народных, рабочих революционных и советских песен. Крылатыми могут стать зачин или финальная строка поэтического текста, в которые закладывается смысловое зерно (Времена не выбирают: в них живут и умирают). Нередко зачин превращается в рефрен и выносится в заглавие (Не валяй дурака, Америка!), а финальные строки каждого куплета повторяются, увеличивая их шансы стать крылатыми (Мы — долгое эхо, Мы вечная нежность, Мы — звездная память друг друга). Позаимствовав у массовой советской песни куплетный строй, современные авторы обычно вкладывают главную мысль в припев или рефрен (Батяня-комбат; Напрасные слова — виньетка ложной сути).

Песенные и романсные КВ могут выполнять номинативную функцию (девочка с Севера), играть роль лозунгов, призывов (За Россию до конца!), риторических вопросов (Что такое осень?) и т. д. Одна из задач современной неографии — их лингвокультурологическое описание.