Личность и среда в фильме Р. Эстлунда Добровольно-принудительно: к проблеме контроля в шведском обществе XXI в.
Диана Викторовна Кобленкова
Докладчик
профессор
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова
Ключевые слова, аннотация
Шведское кино, Р. Эстлунд, личность, коллектив, социальная среда, контроль.
Тезисы
Шведский режиссер Рубен Эстлунд наследует традиции И. Бергмана, К. Поллака, Л. Мудиссона и Р. Андерссона, в работах которых исследовались вопросы личной идентичности, взаимодействия человека и социальной среды, проблемы психологической и этической границы.
В фильме «Добровольно-принудительно» («De ofrivilliga», досл. «подневольные», «принужденные», 2008) Эстлунд рассматривает несколько моделей поведения человека в коллективе, продолжая изучение важной для германо-скандинавской культуры темы массовой психологии. Внутренний контроль человека над собой и внешний контроль общества над личностью в контексте сложившихся общественных норм и легитимность нарушения общепринятых границ становятся для режиссёра вопросом своеобразного междисциплинарного исследования. Эстлунд принадлежит к современному поколению шведских режиссеров, которые пытаются осмыслить последствия государственной политики нейтралитета во время Второй мировой войны, разрушения идеологии шведского «Дома для народа», усиление гендерного расслоения и проблемы эмпатии в социально благополучном, но строго контролируемом обществе.
В фильме «Добровольно-принудительно» («De ofrivilliga», досл. «подневольные», «принужденные», 2008) Эстлунд рассматривает несколько моделей поведения человека в коллективе, продолжая изучение важной для германо-скандинавской культуры темы массовой психологии. Внутренний контроль человека над собой и внешний контроль общества над личностью в контексте сложившихся общественных норм и легитимность нарушения общепринятых границ становятся для режиссёра вопросом своеобразного междисциплинарного исследования. Эстлунд принадлежит к современному поколению шведских режиссеров, которые пытаются осмыслить последствия государственной политики нейтралитета во время Второй мировой войны, разрушения идеологии шведского «Дома для народа», усиление гендерного расслоения и проблемы эмпатии в социально благополучном, но строго контролируемом обществе.