XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Риторические образцы «Антиохийской речи» Либания

Светлана Игоревна Межерицкая
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Позднеантичное ораторское искусство, торжественное красноречие, Либаний, риторический канон, жанр, панегирик.

Тезисы

Расцвет древнегреческого ораторского искусства в Римской империи во II–IV вв. н. э. связан с именами таких ораторов, как Герод Аттик, Элий Аристид, Дион Хрисостом, Гимерий, Фемистий, Либаний и др. Наряду с собственно профессиональной деятельностью последних огромную роль играл их высокий социальный статус — статус софистов, который подразумевал активное участие в общественно-политической жизни общества. Это означало, помимо прочего, необходимость постоянно поддерживать престиж родного города в глазах римской администрации и приезжавших иностранцев — за счет укрепления дружеских связей с высокопоставленными римскими чиновниками, и в том числе с самими императорами. Ярким примером такой службы на благо города может служить деятельность антиохийца Либания (IV в.), творчество которого полностью укладывается в стилистические рамки позднеантичной софистики. Его «Антиохийская речь» является, с одной стороны, типичным продуктом софистического творчества оратора, призванным прославить и возвеличить родной город, а с другой — одним из лучших образцов панегирика городу в позднеантичном ораторском искусстве. Однако «Антиохийская речь» Либания интересна прежде всего тем, что в известной степени являет собой итог развития античного ораторского искусства, аккумулируя таким образом многовековую риторическую традицию и лучшие достижения древнегреческих ораторов в этом жанре, восходящем еще к Исократу и первым софистам. Установление ближайших риторических образцов для «Антиохийской речи», а также выявление соотношения между строгим соответствием жанровым канонам и известной творческой свободой оратора позволяет оценить вклад Либания как панегириста в историю античного ораторского искусства.