Риторические образцы «Антиохийской речи» Либания
Светлана Игоревна Межерицкая
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Позднеантичное ораторское искусство, торжественное красноречие, Либаний,
риторический канон, жанр, панегирик.
Тезисы
Расцвет древнегреческого
ораторского искусства в Римской империи во II–IV вв. н. э. связан с именами таких ораторов,
как Герод Аттик, Элий Аристид, Дион Хрисостом, Гимерий, Фемистий, Либаний и др.
Наряду с собственно профессиональной деятельностью последних огромную роль
играл их высокий социальный статус — статус софистов, который подразумевал
активное участие в общественно-политической жизни общества. Это означало,
помимо прочего, необходимость постоянно поддерживать престиж родного города в
глазах римской администрации и приезжавших иностранцев — за счет укрепления
дружеских связей с высокопоставленными римскими чиновниками, и в том числе с
самими императорами. Ярким примером такой службы на благо города может служить
деятельность антиохийца Либания (IV
в.), творчество которого полностью укладывается в стилистические рамки
позднеантичной софистики. Его «Антиохийская речь» является, с одной стороны,
типичным продуктом софистического творчества оратора, призванным прославить и
возвеличить родной город, а с другой — одним из лучших образцов панегирика
городу в позднеантичном ораторском искусстве. Однако «Антиохийская речь»
Либания интересна прежде всего тем, что в известной степени являет собой итог
развития античного ораторского искусства, аккумулируя таким образом
многовековую риторическую традицию и лучшие достижения древнегреческих ораторов
в этом жанре, восходящем еще к Исократу и первым софистам. Установление
ближайших риторических образцов для «Антиохийской речи», а также выявление
соотношения между строгим соответствием жанровым канонам и известной творческой
свободой оратора позволяет оценить вклад Либания как панегириста в историю
античного ораторского искусства.