М. В. Крестовская и «женский вопрос» в русской культуре рубежа XIX–XX вв.
Анна Евгеньевна Харитонова
Докладчик
аспирант
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Ключевые слова, аннотация
М. В. Крестовская, литература и культура рубежа
XIX–XX вв., женский вопрос, писательский
архив, литературная позиция, мемуары, жанр.
Тезисы
Мария
Всеволодовна
Крестовская
(1862–1910), дочь некогда известного
петербургского писателя Всеволода
Владимировича Крестовского, в наше
время остается малоисследованной и
почти забытой фигурой в истории русской
литературы. А между тем, ее писательское
наследие представляет собой
богатый
источник, открывающий нам эпоху рубежа
XIX–XX вв.: бытовые реалии,
исторические
происшествия,
эстетические предпочтения, живые
портреты и, наконец, актуальные
веяния и коренные перемены в обществе.
Так, романы и повести Крестовской, публицистика, обширное дневниковое наследие, а также сохранившаяся корреспонденция позволяют реконструировать её взгляды на разные аспекты остро стоявшего в ту пору «женского вопроса», который невозможно обойти стороной, изучая жизненный и творческий путь Марии Всеволодовны.
Сочинения Крестовской характеризуются пристальным вниманием к социальной проблематике в масштабах семьи, к роли женщины в обществе и существованию на двух полюсах: призвания и личной жизни. Писательница не только осмысливает в художественной форме положение женщины и трудности, с которыми та сталкивается. В своих публицистических и мемуарных сочинениях она откровенно размышляет о жизнеспособности идей феминизма, о профессионализации женского творчества. Эмансипированные взгляды Крестовской при этом лишены феминистической нетерпимости. А в «разговорах на женские темы» отсутствуют «чисто женские интонации» («умна и пишет не по-бабьи», по выражению О. Л. Книппер-Чеховой).
Отражение разных граней «женского вопроса» в идейно-тематическом содержании произведений Крестовской и шире — литературном поведении — не дань «моде», но одна из черт, органично присущих ее мировоззрению и перу.
Так, романы и повести Крестовской, публицистика, обширное дневниковое наследие, а также сохранившаяся корреспонденция позволяют реконструировать её взгляды на разные аспекты остро стоявшего в ту пору «женского вопроса», который невозможно обойти стороной, изучая жизненный и творческий путь Марии Всеволодовны.
Сочинения Крестовской характеризуются пристальным вниманием к социальной проблематике в масштабах семьи, к роли женщины в обществе и существованию на двух полюсах: призвания и личной жизни. Писательница не только осмысливает в художественной форме положение женщины и трудности, с которыми та сталкивается. В своих публицистических и мемуарных сочинениях она откровенно размышляет о жизнеспособности идей феминизма, о профессионализации женского творчества. Эмансипированные взгляды Крестовской при этом лишены феминистической нетерпимости. А в «разговорах на женские темы» отсутствуют «чисто женские интонации» («умна и пишет не по-бабьи», по выражению О. Л. Книппер-Чеховой).
Отражение разных граней «женского вопроса» в идейно-тематическом содержании произведений Крестовской и шире — литературном поведении — не дань «моде», но одна из черт, органично присущих ее мировоззрению и перу.