Устная презентация как вид устной речевой деятельности. Обучение и практика
Наталья Сергеевна Соколова
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Устная презентация, вид
монологического высказывания, лингвистические и экстралингвистические
особенности устной презентации.
Тезисы
В современном меняющемся мире
презентация своих умений, знаний, достижений играет важную роль в деловой
жизни. Умение логично, четко, ясно изложить в презентации необходимую
информацию может оказаться решающим фактором в профессиональной сфере
деятельности, особенно, в тех случаях, когда презентация делается на неродном
(английском) языке.
Презентация является особым видом
устного монологического высказывания и обладает четкой организацией, свойствами
и языковыми формами. Обучая этому виду речевой деятельности необходимо
познакомить обучающихся с основными компонентами композиции презентации на
английском языке (introduction, main part, conclusion, Q&A). Каждая эта
часть отличается особенным языковым наполнением, т. е. речевыми формулами языка
представления, будь то приветствие публики, обращение к аудитории, определение
проблемы и актуальности выступления, приведение примеров, подведение итогов
выступления и т. д. Специальные виды упражнений, включающие не только
прослушивание записанных презентаций с последующим разборов их языковых
особенностей, но и выполнение отдельно подобранных заданий, направленных на
знакомство и отработку специфических речевых формул, свойственных английскому
языку, направлены на формирование языковых навыков необходимых для последующей успешной
работы на иностранном языке.
Невербальные средства общения
также необходимо отдельно рассматривать в процессе обучения, т. к. они являются
неотъемлемой частью языковой культуры (жестикуляция, установление зрительного
контакта и т. д.). Отдельным экстралингвистическим элементом презентации является
техническое сопровождение презентации, ее мультимедийное представление,
использование технических средств и новинок, чему необходимо уделить должное
внимание в процессе обучения.