XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Жанровое своеобразие прозы Поля Клоделя

Константин Валерьевич Банников
Докладчик
аспирант
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (филиал в Нижнем Новгороде)

Ключевые слова, аннотация

Поль Клодель, проблема жанра, поэтика, проза, жанровое своеобразие.

Тезисы

Жанровое своеобразие прозы Поля Клоделя (1868–1955) амбивалентно. Французский автор настаивал на синергетичности своих произведений, чем предвосхитил современные литературоведческие рассуждения о жанре. Он достаточно традиционен, например, в драматургии и в поэзии следует
за античной, средневековой и барочной традициями, создавая мистерии, моралите, сатирические и лирические драмы, оды, эпические поэмы, кантаты, стихотворения в прозе.
Прозаические произведения занимают половину его наследия. В тысячах страниц прозы нельзя найти новелл и романов, ей свойственна бессюжетность. Так, в сборнике Oeuvre en prose выстраивается жанровая система репрезентативных произведений: автобиографический текст «Ma conversion» (1913), произведения о природе, статусе языка и орфографии «Réflexions et propositions sur le vers français» (1925), «Idéogrammes occidentaux» (1926), рассуждения об эстетике и творчестве «L’oiseau noir dans le Soleil Levant» (1927), «L’introduction à un poème sur Dante» (1913), «Notes sur Mallarmé» (1912), собственно художественный текст «Le bestiaire spirituel» (1948), экзегетические «Paul Claudel interroge le Cantique des cantiques» (1947). Эти поэтологические опыты суть подготовительный этап к вершине творчества, к экзегетическим комментариям Клоделя-Поэта к Вульгате. Они синтезируют разные жанровые модификации. Появляется повествовательность другого типа, которая соотносится с романным словом в самом широком понимании, о котором писал М. М. Бахтин. Клодель пишет свой «роман», открывая жанровые перспективы для литературы XXI в.