XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Режиссерская партитура как объект литературоведческого исследования

Дарья Дмитриевна Савинова
Докладчик
аспирант
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Ключевые слова, аннотация

Режиссерская партитура, драматический текст, комментарий, интерпретация, театральный текст, А. П. Чехов, С. В. Женовач, К. С. Станиславский.

Тезисы

Доклад посвящен исследованию трансформации авторского замысла на пути к сценическому воплощению. При этом трансформация понимается нами как сложный процесс построения нового вида текста, который создается режиссером для работы во время постановки спектакля. Этот новый вид текста называется режиссерской партитурой. Режиссерская партитура предлагает увидеть тот важный и недоступный ни читателю, ни зрителю промежуточный этап между жизнью произведения в пространстве литературы и тем, когда он превращается в законченное сценическое синтетическое произведение, иначе говоря, текстом театральным. На современном этапе теоретические проблемы анализа трансформации литературного текста в сценический текст еще недостаточно решены и требуют активного внимания. В докладе будет рассмотрена роль режиссера по отношению к художественному тексту, на базе которого он создает режиссерскую партитуру (а впоследствии — и новый спектакль). Будучи интерпретатором, в какой степени он является комментатором литературного текста, трансформируя его в сценическую версию? Каковы его методы работы с текстом, какими литературоведческими инструментами пользуется режиссер, чтобы перевести на язык другого вида искусства исходное художественное произведение?