Особенности поэзии Клопштока: музыкальность свободного стиха XVIII в.
Вера Григорьевна Сибирцева
Докладчик
доцент
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (филиал в Нижнем Новгороде)
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (филиал в Нижнем Новгороде)
Ключевые слова, аннотация
Клопшток, стиховедение, свободные ритмы, симфония, Стамиц.
Тезисы
В
докладе приводятся обоснования связи творчества Клопштока
с музыкальными нововведениями Мангеймского оркестра. Клопшток сумел расширить круг
тем од и гимнов, написанных свободным стихом. Легкость и некоторая мелодическая
однообразность поэзии анакреонтиков не могла передать всю гамму эмоций, характерных
для героев произведений Клопштока. Ему потребовались новые динамические эффекты,
отражающие разнообразные сферы душевной деятельности: мистические,
идеалистические чувства, любовное движение души, патриотические настроения. Песни
и гимны Клопштока передают возвышенную чувствительность лирического героя,
обращенного не столько к возлюбленной или другу, сколько к универсуму в целом. Ясно прослеживается корреляция строения синтаксических оборотов поэзии Клопштока и музыкальных
фраз в симфониях Я. Стамица. Клопшток
отказался от строгой силлабо-тоники в пользу естественности и музыкальности
стихотворной речи. Он писал: «Вероятно, содержанию некоторых песен представляется
соразмерной неравная длина строк, так, чтобы стих был связан с нашим дыханием,
чтобы образы гармонии находилось
в согласии с образами мысли. Иначе говоря, ритм должен строиться в соответствии
с мыслями. Язык задает ритм, а сам ритм больше не может использоваться в
качестве внешнего мерила для языка».
В эпопее и ранних стихотворениях Клопштока ритмично повторяются музыкальные акценты: от крещендо до диминуэндо, по аналогии со «скользящей динамикой» Мангеймского оркестра. Все особенности поэзии Клопштока ярко проявляются во время декламации, по строению фразы и движению ритма становится очевидно, что это настоящая поэзия. Его лирические произведения создаются по-разному, но им присуща гибкость звучания, то усиливающаяся, то затухающая, эта динамичность и является главной новацией формы в стихосложении.
В эпопее и ранних стихотворениях Клопштока ритмично повторяются музыкальные акценты: от крещендо до диминуэндо, по аналогии со «скользящей динамикой» Мангеймского оркестра. Все особенности поэзии Клопштока ярко проявляются во время декламации, по строению фразы и движению ритма становится очевидно, что это настоящая поэзия. Его лирические произведения создаются по-разному, но им присуща гибкость звучания, то усиливающаяся, то затухающая, эта динамичность и является главной новацией формы в стихосложении.