XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Μαρμαρέην или πορφυρέην: александрийские филологи о цвете ткани Елены в Il. 3, 126

Мария Николаевна Казанская
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Гомер, Илиада, гомеровская экзегеза, Аристофан Византийский, Зенодот, Аристарх, Аполлоний Родосский, Вергилий.

Тезисы

В третьей песни Илиады Гомер представляет Елену, которая, пока троянцы и ахейцы сражаются за нее за стенами Трои, ткет во дворце ткань (ἣ δὲ μέγαν ἱστὸν ὕφαινε / δίπλακα πορφυρέην…), изображая на ней те самые сражения (Il. 3, 125–128). По схолиям к данному месту известно, что эпитет μαρμαρέη вызвал вопросы у александрийских филологов: сообщается, что Зенодот, Аристофан Византийский и Аристарх сошлись во мнении, что μαρμαρέην следует заменить на πορφυρέην; несмотря на это, большинство рукописей придерживается чтения μαρμαρέην. Данный спор не был окончательно решен в античности, и в современных изданиях также нет единодушия. В докладе предпринимается попытка восстановить детали аргументации античных филологов. Вероятно, желание исправить стих Il. 3, 126 было вызвано тем, что μαρμάρεος («сверкающий») обычно используется для описания блестящих металлических предметов и представляет собой достаточно неожиданное определение для ткани; замена же на πορφυρέην была подсказана пассажем из двадцать второй песни, где Андромаха, еще не зная, что Гектор погиб, ткет пурпурную ткань с изображением цветов (ἀλλ’ ἥ γ’ ἱστὸν ὕφαινε μυχῷ δόμου ὑψηλοῖο / δίπλακα πορφυρέην…  Il. 22, 440–441). Притом вероятно, что предлагавшие в Il. 3, 126 замену μαρμαρέην на πορφυρέην александрийские филологи объясняли μαρμαρέην как ошибку, вкравшуюся в текст под влиянием описанием тройного обода на щите Ахилла в Il. 18, 480 (περὶ δ’ ἄντυγα βάλλε φαεινὴν / τρίπλακα μαρμαρέην). Реконструкцию дискуссии античных ученых на основании схолиев можно дополнить «откликами» на это разночтение в эллинистической и римской поэзии (Apoll. Rhod. 1, 121–129; Verg. Aen. 1, 647–658; cf. 11, 72–75).