XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Пространство сада и его функции в прозе А. П. Чехова. К вопросу об устойчивых пространственных образах

Ксения Сергеевна Оверина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

А. П. Чехов, русская литературы, топика, художественное пространство, нарратив.

Тезисы

В докладе рассматриваются образы сада, возникавшие в прозе А. П. Чехова как в ранний, так и в поздний период творчества автора. Сад — локус, игравший важную роль для дворянской и литературной культуры, достаточно часто появляется в произведениях А. П. Чехова. С одной стороны, в юмористической прозе повествователь зачастую иронизирует над литературной традицией и «книжной» ситуацией любовного свидания в саду, а также использует подобные ситуации для создания мелодраматического эффекта. С другой стороны, в чеховских текстах довольно рано появляется и образ «реального» сада, в котором выращивают фрукты и цветы. С пространством сада связаны устойчивые ситуации, образы, фразы. Несмотря на то, что в поздних рассказах функция садового пространства оказывается менее однозначной и не сводится к ироническому воспроизведению расхожих литературных образов или необходимости обозначить место действия, можно обнаружить сходства в том, как представлено пространство сада в юмористических и серьезных чеховских текстах. При этом в произведениях позднего периода художественное пространство нередко оказывается пропущено сквозь призму восприятия персонажа, который и наделяет сад «литературными» характеристиками (как, например, Коврин в «Черном монахе»), вследствие чего «литературный» образ сада соединяется или соседствует в тексте с образом «реальным».