Пространство сада и его функции в прозе А. П. Чехова. К вопросу об устойчивых пространственных образах
Ксения Сергеевна Оверина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
А. П. Чехов, русская литературы, топика, художественное пространство, нарратив.
Тезисы
В докладе
рассматриваются образы сада, возникавшие в прозе А. П. Чехова как в ранний, так
и в поздний период творчества автора. Сад — локус, игравший важную роль для
дворянской и литературной культуры, достаточно часто появляется в произведениях
А. П. Чехова. С одной стороны, в юмористической прозе повествователь зачастую
иронизирует над литературной традицией и «книжной» ситуацией любовного свидания
в саду, а также использует подобные ситуации для создания мелодраматического
эффекта. С другой стороны, в чеховских текстах довольно рано появляется и образ
«реального» сада, в котором выращивают фрукты и цветы. С пространством сада
связаны устойчивые ситуации, образы, фразы. Несмотря на то, что в поздних
рассказах функция садового пространства оказывается менее однозначной и не
сводится к ироническому воспроизведению расхожих литературных образов или
необходимости обозначить место действия, можно обнаружить сходства в том, как
представлено пространство сада в юмористических и серьезных чеховских текстах. При
этом в произведениях позднего периода художественное пространство нередко
оказывается пропущено сквозь призму восприятия персонажа, который и наделяет
сад «литературными» характеристиками (как, например, Коврин в «Черном монахе»),
вследствие чего «литературный» образ сада соединяется или соседствует в тексте
с образом «реальным».