XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Речевой жанр и его лингвокреативный потенциал

Мария Николаевна Панчехина
Докладчик
доцент
Донецкий национальный университет

Ключевые слова, аннотация

Речевой жанр, языковая личность, литературное произведение.

Тезисы

Понятие речевой жанр, введенное М. М. Бахтиным, используется для обозначения устойчивых высказываний, характеризующихся тематической и композиционно-стилевой завершенностью. Вторичные речевые жанры (в частности, жанры литературы), возникшие в условиях письменной коммуникации, вбирают в себя первичные, характерные для бытового общения (бытовая реплика, личное письмо). Однако в литературном произведении существует особый художественный мир — он является параллельным «реальному», а значит, во внутреннем мире произведения используются те речевые жанры, которые будут актуальными для естественного общения. Они включаются в художественный текст как подвижные структуры, трансформируемые по законам художественной реальности. Взаимодействуя между собой, речевые жанры образуют несколько уровней многоголосия. На первом уровне герой вступает в диалог, используя канон речевого жанра или слова-маркеры. Выбор лексико-грамматических средств реализации речевого жанра продиктован законами развития образа. Второй уровень связан непосредственно с языковой личностью героя. Он интерпретируется нами как говорящий субъект, выступающий как носитель трех форматов: лексикон, тезаурус, прагматикон. Примечательно, что на этом уровне языковая личность выступает в том числе как речевая, а количество принадлежащих ей текстов оказывается исчислимым. На третьем уровне проявляет себя коммуникативная личность героя, она реализуется благодаря диалогическому общению. Анализ коммуникативной личности позволяет воссоздать целостную языковую личность героя, описать его речевое поведение. Таким образом, речевой жанр обладает безусловным лингвокреативным потенциалом, необходимым для формирования внутреннего мира художественного произведения, его словесно-языковой структуры.