XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

О новой русской фразеологии «эзотерического» происхождения

Мария Сергеевна Доброва
Докладчик
старший преподаватель
Университет им. Ф Палацкого (г. Оломоуц, Чехия)

Ключевые слова, аннотация

Фразеология, неология, эзотерический дискурс, фразеологический неологизм, русский язык.

Тезисы

В докладе рассматривается возникновение и функционирование русской неологической фразеологии, порожденной эзотерическим (псевдоэзотерическим) дискурсом, отражающим рост интереса к сверхъестественному в современной России  и представляющим собой совокупность представлений (иногда поверхностного характера) о духовной проблематике и интерпретаций духовных и религиозных учений. Осознавая сложность определения того, что называть эзотерическим дискурсом, и не делая эту проблему предметом нашего анализа, в данном докладе мы будем понимать эзотерический дискурс расширительно, поскольку нас будет интересовать не сам дискурс, а скорее те элементы, которые выйдя из породившей их эзотерической сферы, активно используются в регулярной, обычной коммуникации. Массовый характер современных представлений о сверхъестественном находит свое отражение в появлении неофразем, активно функционирующих в различных сферах употребления русского языка и выходящих за пределы первоначально породившего их узкого эзотерического «пространства» (<делать/сделать что> по феншую, <делать/сделать что> не по феншую, выйти (уйти, вылететь) в астрал, быть в полном астрале, портить/испортить карму кому и мн.др.). Безусловную роль в росте популярности и функционального потенциала подобных фразем играют современные медиа и интернет, способствующие как поддержке коммуникации в рамках конкретных субкультур (напр., в рамках интернет-сообществ, форумов, ЖЖ, посвященных эзотерике и популярной психологии), так и мгновенному распространению множества языковых и речевых явлений.