Основной подход ситуативно-контекстного обучения при формировании речевых навыков и умений спонтанного монологического высказывания в условиях диалогического речевого общения
Карина Владимировна Тулиева
Докладчик
преподаватель
Пермский научно исследовательский политехнический университет
Пермский научно исследовательский политехнический университет
Ключевые слова, аннотация
Ситуативно-контекстное обучение, ситуативно-контекстный подход, спонтанное монологическое высказывание, контекст, микротекст.
Тезисы
Ситуативно-контекстное
обучение, направленно на формирование речевых навыков и умений спонтанного
монологического высказывания. Принимая в качестве важного, ситуативно-контекстный подход, мы прежде всего хотели бы особо выделить
контекстную обусловленность обучения спонтанному монологическому высказыванию.
Как
отмечает А. А. Вербицкий, любая ситуация тесно связана с контекстом, связанного
с прошлым речевым опытом, который в сознании сохраняется как схемы,
классификации, структуры предметно-логического содержания, лексико-тематической
структуры, модели, денотатные графы, представляющие содержание конкретного
знания как понятийного аппарата определенной профессионально обусловленной
сферы, в области ведущих отраслей избранной специальности и других (Д. Норман,
У. Найсер, П. Гресс, Т. С. Серова, Е. Л. Пипченко, Т. В. Мощанская, Т. А. Горева и
др.).
Особое
значение приобретает лингвистическое понимание контекста (А. Ф. Лосев, Г. В.
Колшанский, О. И. Москальская, М. М. Бахтин и др.), выступающего в виде
завершенного в смысловом отношении фрагмента текста-высказывания, в котором
любая языковая единица имеет свое лингвистическое окружение.
В
связи с этим особую важность приобретает такое методическое решение как
формирование лексических, структурно-композиционных, фонетических, фонационных,
орфографических, невербальных речевых навыков всегда в контексте,
представленном фрагментом, абзацем, микротекстом. Такое методическое решение [Серова
Т. С. 1989; Жукова С. А. 1995; Улитина С. Г. 1999; Карпова Ю. А.; Кондрашина Т. В.;
Руцкая Е. А.; Аристова Е. А; Чайникова Г. Р. и др.] позволит обучающимся
воспринимать, осмысливать и понимать, использовать для выражения смыслового
содержания все усваиваемые языковые и экстралингвистические средства в новых и многочисленных контекстах.