XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

«Съложихъ гречьскыи номоканонъ»? Об одном непонятом термине в древнерусском церковном Уставе кн. Ярослава (сер. XI в.)

Кирилл Александрович Максимович
Докладчик
научный сотрудник
Academy of Sciences of Göttingen, Germany

Ключевые слова, аннотация

Церковный устав Ярослава, греческий номоканон, византийское право.

Тезисы

В докладе предлагается объяснение загадочного выражения «съложихомъ гречьскыи номоканонъ» в древнерусском церковном Уставе Ярослава (ст. 1). Смысл этой фразы не получил в исторической науке удовлетворительного объяснения. Он оказался также непонятным для писцов начиная с XVI в., поэтому в рукописях форму съложихомъ нередко заменяли формой разъложихомъ. Издатель и исследователь Устава Ярослава Я. Н. Щапов, основываясь на практически полном отсутствии следов византийского права в данном Уставе, предложил толковать форму сложихомъ как «мы отвергли (греческий номоканон)». В самом деле, в ст. 1 Устава упомянут первый Киевский митрополит из русских Иларион — соответственно, весьма вероятным было бы предположение об «отвержении» князем и митрополитом греческой традиции. Однако это предположение вызывает существенные возражения. Во-первых, когда «греческий номоканон» в русских юридических текстах не используется (а он не используется почти никогда), он никогда и не упоминается. Мотив упоминания «номоканона» в Уставе Ярослава остается, таким образом, непонятным. Во-вторых, значение «отвергнуть» зафиксировано у глагола съложити только с XIII в. и только в сочетаниях сложити с себе (венец, владычество, чин и т. п.). Между тем сам Щапов отмечает, что в контексте Устава Ярослава данный термин является первичным и восходит к архетипу XI в. Это противоречие в работах Щапова объяснения также не получило. Разгадка, как представляется, должна основываться на следующей методике: 1) форма съложихомъ является первичной, ибо представляет собой текстологически важнейшее lectio difficilior; 2) глагол съложити имеет в этом контексте особое (и, между прочим, давно известное по историческим словарям) значение. Какое именно, станет ясно из доклада.